Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Для продвижения ГЧП-проекта потребовалось вносить изменения в федеральный закон»

Взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач имеет сравнительно давнюю историю, хотя его актуальность более всего обозначилась лишь в наше время. Усложнение социально-экономической ситуации затрудняет выполнение государством общественно значимых функций, и именно в этот момент инвестиционное участие бизнеса при реализации новых объектов приходится как нельзя кстати. Заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов рассказал РИА «ФедералПресс» о трудностях и преимуществах государственно-частного партнерства на примере собственного округа.

«Ямал традиционно выступает одним из пионеров многих идей, связанных с государственно-частным партнерством. Мы одни из первых в стране в соответствии с региональным законом о ГЧП запустили строительство социальных учреждений. Уже в этом году свои двери открыли 6 детских садов и одна школа. Надо сказать, это было не просто, так как мы были одними из первых, а законодательная база только формировалась. Все это было сопряжено с большими финансовыми тратами и высокой ответственностью органов власти.

Главное преимущество ГЧП в том, что оно позволяет сконструировать отношения так, что государственные деньги начинают платиться только тогда, когда объект полностью завершен (шторы висят и игрушки стоят). До этого – это ответственность бизнеса: его отношения с банками, его кредитования, иные источники (и государства это не касается).

Сконструировать такие отношения, найти достойных партнеров: и финансирующих в лице банка, и строителей, которые на эту форму пойдут – это были большие риски для бизнеса. Перед этим был проведен конкурс, и в результате была выбрана лучшая заявка.

Сложность в «пионерстве» заключается в том, что часто хочется оглянуться по сторонам, найти опыт какой-то в соседних субъектах, а его нет. Приходится все придумывать самим.

Мы в будущем планируем строительство нового большого моста. Требуется корректировка закона. Стоит здесь отметить, что основные российские ГЧП-проекты – это транспортные проекты (платные автодороги и пр.).

Трудности ГЧП обнаруживаются лишь в ходе практики. В частности, мы выявили то, что для северных проектов есть ограничения в законе об автомобильных дорогах. Мы обратились к министру, и Министерство транспорта РФ нас полностью поддержало. И уже сейчас мы вносим изменения в федеральный закон, что позволит нам новый проект сложить (это будет хороший большой мост).

В ГЧП участвуют нередко крупные организации с хорошим финансированием. Просто их нужно находить (кто ищет, тот всегда найдет). Такие проекты требуют определенных усилий. Например, мы захотели построить новый аэропорт – мы вышли на крупнейшие холдинги, которые этим делом занимаются. К слову, это будет первый концессионный аэропорт в стране!

Ямал среди первых освоил преимущества ГЧП. Ведь немудрено все заливать бюджетными деньгами, гораздо сложнее сконструировать какие-то сложные отношения. Это сотни страниц документов, где каждая страница имеет смысл. Это работа большой команды.

Простой пример. У нас в аэропорту часть концессии – это реконструкция полосы. Полосу будет реконструировать та компания, которая будет эксплуатировать ее на протяжении 30 лет. Соответственно ее необходимо сделать максимально качественной, чтобы к этому вопросу больше никогда не возвращаться.

Известно что было бы, если бы мы делали это традиционными способами – через госзаказ. Какая-нибудь фирма «вышла», победила, как-нибудь прошла приемку, а потом бы начались проблемы. Гарантийные сроки истекли, и через 5-6 лет мы обнаруживаем, что какие-то работы были сделаны не совсем качественно. А мы сейчас уже понимаем, что у нас одно лицо ответственно за все. У него максимальная мотивация – делать все качественно и как положено.

Важно отметить, что у нас нет проблем с деньгами – но есть проблемы с хорошими проектами. Поэтому все источники типа НПФ, страховые компании и другие – приветствуются. Но главное – это хорошо сложенные проекты, которые есть результат работы хороших команд. На своих примерах мы четко знаем – деньги под хорошие проекты всегда находятся.

ГЧП имеет явное множество преимуществ для дорогих, сложных проектов, которые требуют длительной окупаемости. Это сложнее, это всегда дороже. Компании, которые берут на себя эти риски, уходят «в долгую» и, конечно, берут за это «премию». Зато мы получаем для жителей Ямала готовые социальные объекты. И это тот баланс, который мы всегда пытаемся найти».

Фото: ynao.er.ru.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.