Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
1

«Агломерация «Горный Урал» есть в реальности, но не на бумаге»

Правительство Челябинской области защитило перед федеральными властями пилотный проект по созданию и развитию агломерации «Горный Урал», в которую должны войти семь муниципалитетов западной части региона: Златоуст, Миасс, Чебаркуль, Сатка, Трехгорный, Куса и Карабаш. Однако наличие «пилотника» не избавляет от ряда проблем – как законодательных, так и чисто экономических. О перспективах создания агломераций и препятствиях на пути к «светлому будущему» объединений городов рассуждает первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Ирина Акбашева.

В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, которая действует на сегодняшний день, предусматривается формирование крупных городских агломераций. Одним из приоритетов социально-экономического развития в новой Стратегии-2035 также является обеспечение связанности территорий Челябинской области, проведение территориальной политики сбалансированного развития населенных пунктов. Инструмент агломерации также позволяет более эффективно предоставлять государственные и муниципальные услуги. Плюсы объединения очевидны, особенно для субъектов с монопрофильной системой городского хозяйства, и, в связи с этим, с высокими рисками развития по одиночке. Моногородам вообще, можно сказать, «по жизни» рекомендовано стремление к диверсификации экономики и социальной сферы, но во многих случаях ее невозможно осуществить. Например, в Миассе нет свободных земель, в Миньяре или Верхнем Уфалее – другого производства кроме градообразующего. Уфалей, кстати, уже прочувствовал риски монопрофильного развития на себе, когда потерял основного производителя, «Уфалейникель». Именно поэтому развитие городских агломераций так востребовано: мы можем снизить подобные риски именно за счет диверсификации, за счет межмуниципальных проектов по созданию равных возможностей и комфортной среды для населения и частного бизнеса.

Уже сегодня видно, что естественным путем складывающиеся агломерации требуют разного подхода. Челябинская агломерация, условно называемая сегодня «Большой Челябинск», по природе своей моноцентрична. «Горный Урал» представляет собой полицентрическое объединение. Для его развития, по моему мнению, прежде всего необходимо решить проблему связи между городами-участниками, проблемы транспортной сети. У нас 11 из 16 моногородов расположены вдоль федеральной трассы М-5 «Урал», и транспортное сообщение происходит только по ней. А между тем было бы очень полезно иметь региональную дорогу, иметь возможность, например, из Сатки в Миасс или Кусу добраться минуя загруженную дальнобойщиками федеральную магистраль. Транспортный каркас позволил бы решить все проблемы обособленности городов во всех сферах – от обращения с отходами до здравоохранения. Вот мы говорим сегодня о новой системе обращения с отходами. А куда региональные операторы повезут свой груз? Кто-нибудь прикинул, например, как с существующей дорожной системой гонять мусоровозы из Кусы на полигон под Карабаш? Или возьмем спорт: при нынешней плотности городов, наверное, нет смысла в каждом создавать крупный спортивный центр, при наличии развитой дорожной системы достаточно одного на несколько муниципалитетов. Медицина? Пусть в одном городе специализированно занимаются сосудистыми заболеваниями, а в другом — нейрохирургией.

Но проблема связи между участниками агломерации — не единственная. Проект «Горный Урал» уже принят на федеральном уровне, но вот незадача: сегодня законодательство разрешает городам объединяться в союзы, но при этом само понятие агломерации четко не сформулировано, как не предусмотрена юридическая связка агломераций с региональными властями. С одной стороны, сегодня разрабатывается Стратегия развития Российской Федерации, где тезисно излагаются те же идеи создания городских союзов. С другой, поскольку нет четких формулировок, нам приходится доказывать значимость процессов объединения муниципалитетов! Правовому управлению Челябинской области только с третьего раза удалось создать рабочую группу по формированию городских агломераций!

Что нужно сегодня? Необходима поддержка Законодательного собрания области, необходимо четко прописать возможности и обязанности каждого участника агломерации, определить их правовой статус, разработать реальные механизмы управления. Но прежде всего — узаконить само понятие агломерации. А то выходит, что «Горный Урал» есть в реальности, но не на бумаге.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.