На встрече с руководителями промышленных предприятий Саратова губернатор Валерий Радаев заявил, что в условиях сокращения гособоронзаказа предприятия ОПК должны уже в этом году нарастить объем продукции гражданского назначения с сегодняшних 34 % до 40 %. А к 2025 году гражданской должна быть половина продукции заводов ОПК. О том, способны ли оборонные заводы это сделать и что их сдерживает от максимального перехода на мирные рельсы, рассуждает генеральный директор АО «Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко:
«Понятно, что с точки зрения бизнеса, иметь две ноги, на которых ты устойчиво стоишь – идеальное состояние. Также понятно, что гособоронзаказ – это хороший, стабильный, гарантированный источник дохода. Хотя, с другой стороны, он во многом зависит от состояния бюджета и потребностей собственно армии – нельзя оборонную продукцию производить впрок и куда-то складывать. Потребность в вооружении должна быть адекватной имеющимся угрозам.
Поэтому, конечно, необходимо сосредотачиваться на гражданской продукции. Тем более, что отечественный рынок на сегодняшний день ощущает острый дефицит в сложной наукоемкой высокотехнологичной продукции. Сейчас мы работаем в условиях каких-то санкций, ограничений на поставки из-за рубежа таких изделий, поэтому естественно нужно занимать эти ниши и делать для себя свою продукцию в России. Это вещи очевидные и возражать по этому поводу очень тяжело.
Но не так просто все это реализовать. Любая производственная деятельность – это бизнес, и чтобы он дал какой-то эффект, в него нужно что-то вложить. Чтобы наше стремление расширить перечень гражданской продукции было реализовано, нужно создать определенную ситуацию. Сами предприятия должны быть готовы организационно, морально, технологически, финансово приступить к производству гражданской продукции. Сами рынки должны быть подготовлены к тому, чтобы на них заходили новые игроки.
Потребителем продукции могут быть естественные монополии: «Газпром», РЖД, «Транснефть» и другие компании, которые используют в своей деятельности высокотехнологичное оборудование. Подавляющее большинство покупают его за границей, уже сложились определенные рыночные отношения. Невозможно просто взять и заменить имеющихся поставщиков, потому что мы действуем в разных экономических условиях с иностранными производителями.
Чтобы сегодня оборонное предприятие запустило новое производство, оно должно пойти и взять кредит в банке – свободных оборотных ресурсов у предприятий в сегодняшних условиях практически не осталось. Тем более, что череда наших экономических кризисов исчерпали ресурсы не только предприятий, но и нашего резервного фонда. Те кредиты, которые берут зарубежные компании, несопоставимы со ставками, которые действуют на российском рынке. То есть уже не равные условия. Разные сроки кредитования. «Длинных» денег в России сейчас нет. Те финансовые инструменты, которые предлагаются на рынке, не всегда доступны.
Мы знаем, что существует Фонд развития промышленности, разные институты поддержки бизнеса и предпринимателей. Но также знаем, сколько предприятий эту поддержку получили в Саратовской области – целых три. При том, что нуждаются в этом десятки, а может и больше.
Следующее – налоговая система. Когда вы получите доходы в отдаленной перспективе, а расходы и налоговые обязательства будете совершать и исполнять сегодня, это не позволит думать о том, чтобы ввязываться в проекты, которые поставят под угрозу бизнес, которым вы занимаетесь.
Ну и самое главное – экономическая ситуация в целом. Если она тяжелая, то во время стагнации продемонстрировать рост, модернизацию и освоение каких-то новых видов продукции – фантастическая идея. Нужно в целом подготовить экономическую ситуацию к тому, чтобы она была благоприятной. Общая непредсказуемость сеет неуверенность в завтрашнем дне и заставляет компании вести сдержанную политику.
При этом двигаться в сторону увеличения объема гражданской продукции, безусловно, нужно, потому что другого пути нет. Или мы уничтожим остатки промышленности, которые остались в регионе, или встанем на путь инновационного развития, создания новых продуктов для гражданского рынка».