Top.Mail.Ru
Экономика
Кемеровская область
0

«Каждый второй предприниматель, имеющий жалобу, хочет уехать из Кузбасса»

Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев объявил в числе приоритетов разработку стратегии экономического развития региона. Этот программный документ будет готов к концу первой декады июля. Одним из важных вопросов, который затронет стратегия – развитие экспортного потенциала Кузбасса, причем как со стороны крупных компаний, так и малого и среднего бизнеса. В связи с этой темой заведующий кафедрой экономики Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета имени Георгия Плеханова Евгения Балаганская рассказала о проблемах и вызовах перед кузбасскими экспортерами и необходимых мерах поддержки:

«Традиционно, Кемеровская область – лидер в Сибири по поставкам топливно-энергетической и металлургической продукции на внешние рынки. Основные экспортеры – представители крупного бизнеса, угольных, металлургических холдингов, производители химической продукции. Всего участников внешнеэкономической деятельности в регионе в первом квартале нынешнего года было около 200, при этом доля малого бизнеса незначительна, по моим оценкам, на уровне 5-7 %. Хотя их количество по данным Федеральной таможенной службы выросло за последние годы в три раза, но существенного изменения сырьевого характера экспорта не наблюдается. Доля несырьевой неэнергетической продукции в экспорте региона до сих пор незначительна – 20,72%, по данным Российского экспортного центра.

Можно отметить и позитивную динамику – рост в первом квартале экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Перспективные и растущие рынки потребления кузбасской продукции – страны Юго-Восточной Азии. В 2017 году в Маньчжурии (Китай) открыт Торговый дом Кемеровской области, где представлена продукция кузбасских компаний. Проблема в том, что их не так много.

Дело в том, что малый бизнес испытывает трудности при выходе на внешние рынки, начиная от поиска покупателя и сертификации продукции в соответствии с требованиями зарубежного рынка, до логистики. Даже оформление этикетки по требованиям иностранного покупателя вызывает трудности. Можно назвать и другие значимые проблемы начинающих экспортеров. Во-первых, это высокие барьеры выхода на внешние рынки – зачастую, недостаточно средств для качественного маркетингового исследования и участия в зарубежных выставках и бизнес-миссиях. Во-вторых, имеются трудности с оформлением документов в виде затягивания сроков и отсутствия обратной связи. В-третьих, неразвитость логистических структур в регионе. В-четвертых, недостаток финансовых инструментов для малого и среднего предпринимательства на уровне региона. В-пятых, отсутствие подготовленного к экспортной деятельности персонала.

Таким образом, на каждом этапе экспорта возникают правовые, экономические, политические, маркетинговые, валютные, финансовые, производственные и другие риски, присущие исключительно экспортной деятельности малого бизнеса.

Не стоит забывать и про бизнес-миграцию как ответ на пессимистичные ожидания, сокращение внутреннего рынка, спроса, уровня доходов населения, стремления оптимизировать налоговую нагрузку, повысить показатели эффективности предприятия, рентабельность бизнеса и расширить рынок сбыта. О намерении сменить место регистрации заявляет каждое второе предприятие, обратившееся с жалобой к бизнес-омбудсмену в Кузбассе.

На минимизацию рисков экспортной деятельности и должна быть направлена система развития экспортного потенциала региона, которой, по существу, до сих пор нет в регионе. Для достижения поставленной цели, обозначенной президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию – двукратного увеличения поставок несырьевой неэнергетической продукции на внешние рынки за шесть лет – необходимо создать систему «сопровождения» экспорта малого бизнеса по всем этапам экспортной сделки.

Это возможно при условии консолидации усилий научного сообщества, региональных властей и бизнеса в рамках Регионального центра подготовки экспортеров, деятельность которого будет направлена на поддержку именно предпринимателей, малого и среднего бизнеса, начинающих и потенциальных экспортеров.

Пока некоторые меры поддержки экспорта реализуются на уровне Кузбасской торгово-промышленной палаты, комитета по содействию внешнеэкономической деятельности. Хотя во всех соседних регионах есть и центры поддержки экспортеров, и представительства Российского экспортного центра. В итоге наши экспортеры вынуждены обращаться и уходить в другие регионы.

Могу отметить, что некоторые попытки все же предпринимаются. Например, в прошлом году на площадке Кемеровского института (филиала) РЭУ имени Г.В.Плеханова было проведено обучение основам экспортной деятельности 60 предпринимателей и представителей малого бизнеса. Реализуется в институте и программа дополнительного профессионального образования «Организация и техника экспортно-импортных операций» по запросам самих предпринимателей.

Но всего этого недостаточно, по мнению самих начинающих экспортеров, которые подтверждают назревшую необходимость «единого центра поддержки экспортеров», куда можно было бы обратиться и получить квалифицированную безвозмездную помощь в организации экспортной деятельности».

Фото: Григорий Сысоев/РИА «Новости».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.