26 июня во вторник гендиректор «Сибирской генерирующей компании» Михаил Кузнецов заявил о готовности перевода ТЭЦ-5 на бурый уголь с начала отопительного сезона. Эти слова прозвучали на круглом столе, где присутствовали депутаты и общественность Новосибирска. Кузнецов заверил, что контроль над электростанцией будет жестким и ежеквартальным предложил создать рабочую группу на базе горсовета с привлечением специалистов надзорных органов и представителей общественности. Между тем в Новосибирске наблюдается недоверие к СГК относительно перевода котельных ТЭЦ с каменного угля на бурый. Бывший председатель региональной энергетической комиссии Кемеровский области Александр Крумгольц считает, что недоверие основано на недостатке информации:
«Что такое бурый уголь? Это молодой уголь, по своим качествам похож на торф, только немного крепче. У него такие же свойства по самовозгоранию. Бородинский разрез – это часть Канско-Ачинского угольного бассейна. В советское время этот бассейн считался очень перспективным, там хотели построить до 10 электростанций с мощностью 6,8 миллионов мегаватт, но потом отказались от этой идеи. С Бородинского разреза бурый уголь поступает на Березовскую ГРЭС-1 близ Шарыпово и там он себя зарекомендовал на «отлично».
Вопреки сложившемуся мнению, могу заявить, что выбросы от горения бурого угля незначительно отличаются от каменного в виде ущерба для экологии. Они не такие вредные, как их хотят показать. Почему так происходит? Возможно, причина в недостатке информации по бурому углю.
Перевод котельных на бурый уголь требует конкретных действий со стороны собственника. А именно – инвестиции и специалисты, кто может работать с бурым углем.
Во-первых, бурый уголь легко самовозгорается. Когда строили Березовскую ГРЭС-1 в Шарыпово и разрабатывали Дубровский разрез, то были неприятности. Уголь грузили в вагоны и отправляли по железной дороге, но не уплотняли. И первое время были случаи, когда вагоны горели. Но научились хорошо укатывать его, уплотнять, чтобы не было кислорода.
Во-вторых, когда уголь привозят на склад угля на электростанции, его нужно укатывать по той же причине возгорания. Даже каменный уголь на угольных складах трактора укатывают, чтобы меньше было кислорода. А если учесть, что он самовозгорается значительно быстрее, чем каменный уголь, то его надо лучше укатывать.
В-третьих, для перевода теплоагрегата на бурый уголь необходимо провести реконструкцию котельной, топочной камеры и котла.
Главное достоинство бурого угля – он в 2,5 раза дешевле каменного. Да, его калорийность ниже, но цена перекрывает этот недостаток».
Фото: pxhere.com