«В течение последних 8 месяцев национальные валюты развивающихся стран переживают болезненный период девальвации. И российский рубль не стал исключением – считает Павел Фельдман, к.полит.н., доцент, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН:
«Наблюдая за динамикой глобального политического процесса, постепенно понимаешь, почему на XX век пришлись сразу три мировые войны (Первая, Вторая и Холодная – приведшая к распаду советской социалистической империи). Без всякого сомнения, в «доядерную эпоху» противоречия, накопившиеся между ведущими мировыми игроками, уже давно переросли бы в полномасштабное вооруженное противостояние. После этой гипотетической войны победившие страны занялись бы восстановлением (а по совместительству и разграблением) проигравших, что неизбежно привело бы к ускорению темпов роста мировой экономики. По крайней мере, на ближайшие 30-40 лет расклад сил на мировой арене приобрел бы четкие и понятные очертания. В реальности все оказывается куда сложнее.
Прикрываясь ядерным арсеналом США и военной мощью Североатлантического альянса, коллективный Запад испытывает на прочность существующую систему международных отношений. В первой половине прошлого века провокации, подобные убийству главы ДНР Александра Захарченко или инсценировке покушения на Сергея Скрипаля, неминуемо увенчались бы жестким силовым ответом со стороны СССР. Но прежние правила игры на «великой шахматной доске» больше не работают. Тем временем все более четко обозначается линия политической и экономической напряженности между развитыми и развивающимися странами. Обострение отношений России и США следует рассматривать как первую фазу уже начавшегося глобального конфликта – большой «гибридной войны», в которую так или иначе будут вовлечены все члены БРИКС, станы Евросоюза и их сателлиты. С приходом Д. Трампа на пост президента Соединенных Штатов началась вторая, наиболее активная, фаза этого противостояния…
В течение последних 8 месяцев национальные валюты развивающихся стран переживают болезненный период девальвации. Так, с начала года аргентинское песо подешевело к доллару на 33%, бразильский реал – почти на 8%, турецкая лира – на 30% и т.д. Исключением в этом списке не стал и российский рубль. Менее значительно «потерял в весе» китайский юань, опирающийся на инвестиционную привлекательность и колоссальный производственный потенциал Поднебесной. В целом же, наметилась устойчивая тенденция к оттоку капитала из развивающихся стран и перенаправлению финансовых потоков в сторону Запада.
На первый взгляд, в каждом конкретном случае для этого есть свои частные причины. В Аргентине и Бразилии под давлением США национально ориентированная элита уступила место либералам, обслуживающим интересы глобального спекулятивного капитала. Им потребовалось неполных 2 года для того, чтобы подорвать экономику всего Латиноамериканского региона. Турция, едва сделав шаг навстречу России и Ирану в вопросе сирийского урегулирования, сразу получила американские санкции по делу некого «пастора Брансона». С нарастающей силой разворачивается торговая агрессия Америки против Китая. Да и наша страна, обретающая былое военное могущество и суверенитет, уже провозглашена едва ли не главной угрозой для всей западной цивилизации. В этой ситуации нужно четко усвоить и осознать две простые вещи: во-первых, все это неслучайно, а во-вторых, - надолго.
Материальное благополучие англосаксов веками зиждилось на грабительской колониальной политике. Однако в начале XXI века бывшие колонии бросили вызов западным метрополиям. Они больше не желают быть поставщиками дармовой рабочей силы и свалками для отходов глобального промышленного производства. Очевидно, что Соединенные Штаты и их сателлиты не могут допустить экономического возвышения развивающихся стран и применят все имеющиеся у них ресурсы для того, чтобы сохранить свою глобальную гегемонию. Если американцам не удастся «подмять под себя» Иран, Турцию и страны БРИКС, то они, без всякого сомнения, решат компенсировать свои издержки за счет сегодняшних партнеров из Евросоюза. В Брюсселе, Париже и Берлине это прекрасно понимают.
Не удивительно, что в условиях мировой экономической турбулентности граждан России волнует устойчивость отечественной финансовой системы и динамика курса национальной валюты. Судя по текущим объемам и темпам промышленного производства, российская экономика пока держит удар и прибывает в неплохой форме. Устойчивости ей добавляет стабильная цена на сырьевые продукты экспорта – прежде всего, газ и нефть. Но рубль демонстрирует повышенную чувствительность к действиям иностранных инвесторов, которые под угрозой очередных американских санкций могут вывести свои активы из России. Если бы Правительство РФ своевременно не приняло ряд мер по снижению долларовой зависимости, то сегодня рублю пришлось бы существенно тяжелее.
Для того, чтобы противостоять «гибридной агрессии» Запада, развивающиеся страны должны сплотиться и выработать единую стратегию оборонительной войны. Однако искусственно провоцируемая США нестабильность национальных валют вынуждает их по-прежнему использовать доллар для совершения торговых операций. Кроме того, Китай пока еще не испытывает серьезного дискомфорта и не предпринимает активных шагов для того, чтобы возглавить борьбу развивающихся стран за свои геополитические и экономические интересы. Весьма вероятно, что в авангарде этого нового мирового сопротивления окажется Россия, которая постепенно теряет иллюзии относительно возможного примирения с «западными партнерами».