Власти Перми анонсировали планы замены троллейбусных маршрутов на автобусные. Отказ от троллейбусов объясняют низкими показателями маневренности, скорости, надежности, зависимостью от контактной сети и высокими расходами на содержание инфраструктуры. Демонтаж контактной сети планируют начать уже в текущем году. Эту идею неожиданно поддержал один из главных критиков горадминистрации общественник Денис Галицкий:
«Предложенная мной осенью альтернативная концепция Компроса предусматривала ликвидацию троллейбусов. Прежде всего, по эстетическим соображениям: небо должно быть чистым хотя бы на городском променаде. Но эстетика – это не главное!
Во-первых, троллейбус представляет собой некий гибрид трамвая и автобуса... обладающий недостатками обоих видов транспорта! Сложная и дорогая инфраструктура, как у трамвая, перевозочная способность ничуть не выше, чем у автобуса. Трамвай я считаю перспективным для Перми, это – каркас транспортной системы, но администрация должна его развивать по принципам наземного метро. Автобусы неплохо справляются с развозящей функцией, но надо усилить контроль за вредностью выхлопов, чтобы класс Евро3-Евро5 был не только на бумаге.
Во-вторых, я не верю, что эксплуатирующий трамваи и троллейбусы «Пермгорэлектротранс» перестал быть бездонной бочкой для бюджетных денег. Часть расходов троллейбусов, например, обновление подвижного состава и создание контактной сети, явно финансируются напрямую из бюджета и не учитываются в себестоимости перевозок троллейбусами. Сейчас на сайте ПГЭТ нет ни оного отчета, а очень бы хотелось увидеть аккуратно составленную калькуляцию всех расходов на перевозку троллейбусами. Полагаю, она всех удивит!
В-третьих, троллейбус, как более дорогой вид транспорта, имеет смысл пускать только на маршрутах с большим пассажиропотоком. Если предположить, что троллейбусные маршруты Перми установлены с учетом этого, то замена на них троллейбуса на автобус приведет к резкому падению себестоимости. Полагаю, что налогоплательщики этому будут рады.
В-четвертых, троллейбусы, вопреки распространенным мифам, не вносят существенный вклад в чистоту городского воздуха. Доля троллейбусов в пермском общественном транспорте (без учета трамваев) составляет примерно 8,5 процента. Кроме того, троллейбусы в силу меньшей маневренности и скорости движения часто тормозят весь поток автотранспорта по улице. Сам троллейбус не дымит, но у соседних автомобилей выброс в атмосферу может увеличиваться.
В-пятых, сложно вспомнить, в каких городах мира троллейбусы еще остались. Исключения есть. Все приводят в пример чешские города, но иррациональные любители «рожек» лишь подтверждают правило. Троллейбусы как вид исчезают во всем мире, уже исчезли у наших соседей в Кургане, Липецке, Астрахани, Архангельске, Тюмени».
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин