Менее двух недель хватило челябинской мэрии на разработку комплексного плана развития общественного транспорта: накануне документ был направлен врио губернатора. В чем суть этого плана (или «видения», как назвал его в беседе с журналистами глава Челябинска Владимир Елистратов), пока не разглашается. Однако в городе уже появились мнения о том, что ничего адекватного, учитывая удручающее состояние дел в этой сфере, за столь короткий срок власти придумать не могли. Впрочем, особого выбора у чиновников не было: срок в две недели поставил Текслер. Экспертным мнением о том, какого рода предложения за это время могла собрать мэрия, с «ФедералПресс» поделился директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко:
«У нас в стране существует стандартная трехуровневая система транспортной документации. Это программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) и комплексная схема обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ). Чтобы получить федеральные субсидии по программе «Безопасные и качественные дороги», муниципалитету необходимо разработать и согласовать все эти документы. Челябинск, насколько мне известно, в этой программе участвует, следовательно, такой документацией владеет. И первое, что могли сделать городские власти, выполняя поручения врио губернатора, – это составить некий реферат, краткий пересказ этих схем. За две недели это вполне можно успеть.
Если же делать серьезное транспортное планирование, то необходима компьютерная транспортная модель. Чтобы создать ее с нуля, нужен как минимум год, а лучше два. А если еще согласовывать, то, может, еще больше. Но я точно знаю, что в Челябинске такая модель тоже уже существует. Поэтому чиновники вполне могли просто сделать компиляцию всего того, что уже наработано.
Чтобы оценивать их работу, надо смотреть, что конкретно предлагается. Действительно ли это комплексный план или все-таки концепция, потому что это принципиально разные вещи. Концепция – это просто общие мысли на тему, как нам сделать транспорт Челябинска лучше. А комплексный план – это подробный документ, который учитывает разные нюансы, разных интересантов процесса, конкретные мероприятия с четко определенной стоимостью.
В действительности же меры транспортной политики, которые нужно применять, примерно одинаковы для всех наших городов-миллионников. Это реформа взаимоотношения с перевозчиками и общая оценка перспективных пассажиропотоков, а также подбор соответствующих видов транспорта, которые могут эти потоки увезти. А дальше выстраивается конкретная маршрутная сеть и определяются конкретные перевозчики. Пассажиропотоки оцениваются в рамках разработки КСОТ, поэтому в Челябинске эта работа, вероятнее всего, выполнена.
Кроме того, нужно не забывать, что на Урале всегда была очень сильная школа планирования и наверняка еще есть оставшиеся с советских времен планы развития транспорта. Поэтому если в эти две недели и создавался новый документ, то это точно делалось не на пустом месте».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин