В Госдуме в окончательном, третьем чтении приняли ряд поправок к законам, которые ужесточат правила работы микрофинансовых организаций. Так, теперь в договор будет запрещено включать в качестве залога единственное жилое помещение заемщика или единственную долю в нем. Второе позитивное решение – размер собственных средств кредитной организации к 2024 году должен составлять 5 млн рублей, на сегодняшний день по закону эта сумма составляет всего 10 тысяч рублей. Адвокат, кандидат юридических наук Андрей Некрасов объяснил «ФедералПресс», как такие поправки повлияют на обычных клиентов подобных организаций:
«Это очень позитивное изменение. Действительно, если договором это строго предусмотрено, он составлен грамотно и нет никаких разночтений, то микрофинансовая организация может отнять квартиру у заемщика. Помещение можно забрать, если это допустимо по закону об ипотеке и по самому кредитному договору. Если договор составлен очень аккуратно и грамотно, то заложенную квартиру действительно можно изъять.
Что же касается увеличения собственного капитала до 5 миллионов, то, конечно, 10 тысяч – это неадекватная сумма. С другой стороны, вопрос в том, кто является кредитором самой микрофинансовой организации. Может, в этом случае особого смысла в такой поправке и нет. Это похоже на попытку рынок немного переделить.
Уставной капитал гарантирует права кредиторов, он должен быть в наличии, но обычно этого не происходит и он является оборотными средствами. Поэтому в этой мере я не вижу особого смысла.
Я не думаю, что, в принципе, в отношении МФО какие-то особые законодательные меры необходимы. Люди же не от хорошей жизни идут за кредитами. Речь об экономической обстановке. Прежде всего надо заниматься именно ею, а не политикой. Люди бы, разумеется, не брали эти займы, если бы могли их не брать».
Фото: ФедералПресс/Дмитрий Барков