Поправки в закон об электронной подписи, разработанные Минкомсвязи и лоббируемые сегодня на уровне правительства, приведут к разрушению высокотехнологичной отрасли и монополизации рынка. В бюджете образуется внушительная прореха, а бизнес-процессы в экономике усложнятся.
Несмотря на многочисленные негативные отзывы, заключения экспертов и бизнеса, профильный комитет Госдумы рекомендовал принять поправки. Альтернативный законопроект Члена Совета Федерации Людмилы Боковой законодатели рассматривать не стали. Комментирует Юрий Малинин, президент Ассоциации РОСЭУ (Разработчики и операторы систем электронных услуг):
«По замыслу законотворцев, выдавать электронные подписи юридическим лицам и предпринимателям станет ФНС, бюджетным структурам – казначейство, а кредитным организациям – Центробанк. По сути, государство монополизирует рынок, отнимает бизнес удостоверяющих центров. Законодатели уверяют, что отъема бизнеса нет, ведь за УЦ сохраняется выдача ЭП гражданам России. Довод малоубедителен, если учесть, что 90% из ежегодных более чем 5 млн сертификатов приходится на электронные подписи компаний и предпринимателей.
Сегодня УЦ работают в условиях высокой конкуренции, они максимально ориентированы на клиентов. Искусственное вырождение развитой инфраструктуры коммерческих УЦ приведет к потере рабочих мест 15 тысячами квалифицированных сотрудников по всей стране. Не факт, что государство сумеет обеспечить такой же высокий уровень клиентского сервиса по всей стране, как УЦ: ни одна монополия никогда не оказалась эффективнее конкурентной среды.
Задуманная в недрах правительства реформа чревата коллапсом в коммерческом секторе экономики вне зависимости от размера бизнеса, срывом госзаказа из-за риска не удовлетворить спрос на подпись. Бюджет может лишиться порядка 7-9 млрд рублей ежегодных налоговых поступлений от отрасли УЦ. Законодателей это не смущает, возможно, потому, что в заключении аппарата Правительства РФ сказано, что «законопроект не повлечет финансово-экономических последствий и не потребует выделения средств из бюджетной системы». На чем основан вывод чиновников, остается гадать, ведь никакими расчетами он не подкреплен.
Экспертная группа «Связь и ИТ» при правительстве еще в 2017 году дала отрицательное заключение на проект. О том, что бюджету реформа влетит в копеечку, предупреждали также эксперты Минэкономразвития. Законопроект Минкомсвязи предусматривает, что юридические лица и предприниматели вместо одной подписи, как сейчас, будут использовать две. Значит, предстоит переделать всю инфраструктуру PKI в России, при том, что везде в мире принято работать c использованием одной подписи. Предлагаемая перестройка - это шаг назад, а не в цифровое будущее.
Расчеты экспертов показывают, что на перестройку информационных систем бизнесу придется потратить более 30 млрд рублей. Государству доработка систем электронного документооборота обойдется как минимум в 20 млрд. рублей. Бизнес опасается роста расходов на ЭП: по прогнозам цена электронной подписи возрастет до 2500 рублей и выше против нынешних в среднем 1500 рублей. В компаниях, где много сотрудников применяют ЭП, расходы могут составить миллионы рублей. Тем более, что в «постреформенный» период пользователям придется обзаводиться двумя подписями – сертификатами, выданными физлицу и юрлицу.
Зададимся вопросом – зачем ломать отрасль, которая сложилась, работает, развивается и обеспечивает рабочие места? Зачем ввергать в расходы бюджет и бизнес? Зачем отказываться от технологии одной подписи, принятой во всем мире, заменять одну подпись двумя? Внятного ответа на эти вопросы не было и нет. Предлагаемую схему не поддержали ни практики, ни эксперты, против весь бизнес. Однако в законотворческом процессе мнение бизнеса проигнорировано полностью. Попытка крупнейших российских ритейлеров привлечь внимание Председателя Правительства Дмитрия Медведева к угрозе паралича отрасли успехом не увенчалась, ответа на обращение не последовало.
Чиновники утверждают, что ломка системы коммерческих УЦ позволит справиться с махинациями, в которых все чаще используется электронная подпись. Действительно ли это так? В СМИ растиражированы несколько случаев мошенничества с имуществом граждан - единичные примеры, обросшие домыслами. В налоговой сфере случаются незаконные возмещения НДС из бюджета, но официальной открытой статистики при этом нет. Почему махинации возможны в принципе? Потому, что в законе были и остаются прорехи.
Регулятор (Минкомсвязи) до сих пор не разработал регламент идентификации заявителя при оформлении электронной подписи в УЦ. Отсутствует нормативное закрепление формы договора между заявителем и УЦ. Граждане по сей день не могут проверить выданные им электронные подписи через информационные системы государства (ЕСИА, Единая система идентификации и аутентификации или другие), хотя потребность в таком сервисе очевидна. Электронную подпись юрлица по-прежнему можно получить по простой доверенности, хотя ясно, что требуется как минимум нотариально заверенная, еще лучше – личное присутствие. Пакет поправок в Закон об электронной подписи, которые могли бы снизить риски, был подготовлен РОСЭУ в прямом диалоге с бизнес-сообществом еще в 2017 году, однако оставлен без внимания.
Можно согласиться с тем, что нереально контролировать все 450 удостоверяющих центров, которые сегодня оперируют на рынке. С повышением до 1 млрд рублей размера собственного капитала УЦ для укрупнения рынка, где останется десяток крупных игроков. С тем, что разумно ввести страхование финансовой ответственности УЦ, жесткие санкции для недобросовестных сотрудников и заявителей с поддельными документами - вплоть до уголовной ответственности. Эти меры отрасль поддерживает.
Такие предложения были в альтернативном варианте законопроекта, инициированным сенатором Людмилой Боковой. Проект оценило и одобрило бизнес-сообщество. Законодательное закрепление за ФНС права отзывать и приостанавливать сертификат КЭП любого юрлица решило бы задачу налоговой службы – предотвратить мошенничества фирм-однодневок с незаконным возмещением НДС. Разумный и взвешенный подход, не требующий бюджетных вливаний в противовес созданию единого УЦ для более чем 4 млн российских юрлиц (треть из которых, к слову, плательщиками НДС не является).
Законодатели не стали рассматривать проект Боковой. Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять вариант Минкомсвязи вопреки возражениям бизнеса. А как же плюрализм мнений, принятый в правотворческом процессе? Благоприятный предпринимательский климат? Соблюдение баланса интересов общества, бизнеса и государства при разработке законов, затрагивающих интересы всех? Ответа на этот вопрос, видимо, не дождаться никогда».