Третий год в Краснодаре действует программа капремонта по замене старых лифтов, и третий год сроки по установке оборудования срываются. Даже после смены подрядчика. Людям приходится жить без лифтов по несколько месяцев. Больше других страдают пожилые люди, граждане с различными заболеваниями, которые без лишней необходимости не покидают своих квартир, так как им тяжело подниматься по лестнице. Неудобства также испытывают родители с маленькими детьми, особенно женщины, которым приходится подниматься с ребенком на руках и коляской. «ФедералПресс» спросил у депутата Государственной думы Светланы Бессараб, почему происходят задержки и кто несет за это ответственность:
«Программа капремонта позволила произвести замену лифтов, которые в большинстве отслужили 30 и более лет. Ставились они еще в советский период, и морально, и физически устарели. Износ порой составлял 100 %. Выбрали объективно российского производителя – «Щербинский лифтовый завод». Но взяв на себя обязанности генерального подрядчика, завод нанял множество субподрядчиков, которым либо несвоевременно оплачивает работу, либо задерживает документы, что приводит к задержкам.
Лифт – опасное оборудование, которое требует специальной сертификации. После установки и осмотра акты отправляются в головной офис производителя, чтобы оттуда получить сертификаты. Это происходит вместо того, чтобы стать ближе к нам и где-то в Краснодарском крае открыть дополнительный офис, с учетом того, что сделка достаточно крупная. Однако генподрядчик экономит на всем, но только не на времени местных жителей, поэтому сроки затягиваются.
Были случаи, когда ожидание превышало 30 календарных дней. Ждали просто необходимые документы из Москвы. Я думаю, что уже пора и Горжилхозу и Фонду капремонта требовать от генподрядчика, с учетом штрафных санкций, ускорения выполнения монтажных работ и приемки в эксплуатацию. После того, как лифт получает сертификат соответствия, необходимо проводить техническую проверку Ростехнадзора. И уже только после того, как он в совокупности оценит наличие технической документации, проведет обследование и выполнит экспертное заключение, можно принимать лифты в эксплуатацию.
Люди давят на местную администрацию, та – на управляющую компанию. Но включать лифты до проверки Ростехнадзором опасно для жизни. Поэтому происходят такие задержки. Не могу сказать, что программа капремонта проваливается. Российский производитель предпочтительнее, но монополизм делает свое черное дело. Генподрядчик не чувствует своей ответственности перед местными жителями.
Но очевидно, что завод не справляется. Он поручил выполнить множество монтажных работ субподрядчикам, а у тех, скорее всего, не хватает профессиональных кадров. По словам местных жителей, которые взаимодействуют с подрядными организациями, я не буду это комментировать, субподрядчикам не оплатили выполнение работ, и поэтому они приостановили свою деятельность».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков