В Екатеринбурге появились слухи о маньяке, который убивает женщин. Поводом стали два самоубийства в разных частях города, которые, по утверждению следователей, не носят криминальный характер и никак не связаны между собой. Тем не менее, многие жители продолжают верить соцсетям. О том, почему люди восприимчивы к подобным историям и каковы условия для возникновения массовых слухов, «ФедералПресс» рассказал психиатр, психотерапевт Александр Федорович:
«Страшилки существовали всегда – и для детей, и для взрослых. Многие взрослые помнят из своего детства «в черном-черном городе, в черной-черной комнате стоит черный-черный гроб». Страшилки из детства перекочевывают во взрослый возраст, чему есть немало объяснений, в частности, психофизиологическое. Когда человек испытывает тревогу и страх, в его организме вырабатываются биологически активные вещества – гормоны, которые активно влияют на физиологию: ускоряется дыхание, ускоряется сердцебиение, изменяется артериальное давление. В какой-то момент, если подобные ситуации повторяются часто, организм начинает к ним привыкать.
Организм как биологическая система не отличает «плюс» от «минуса», он на все реагирует одинаково, а вот человек начинает оценивать события как положительные или отрицательные. Но в какой-то момент происходит сбой, и человек становится зависимым от этого. То же самое мы можем наблюдать с экстремальными видами спорта и развлечениями. Именно поэтому людям интересно смотреть страшилки, триллеры, испытывать яркие, мощные ощущения.
Влечение к «страшилкам» глубинное и многовековое: можно вспомнить культ богини смерти Кали в Индии, фестивали смерти в Мексике. Современный городской человек здесь ничем не отличается от древнего или средневекового. К сожалению, механизм может использоваться недобросовестными людьми для каких-то пиар-акций. Спусковой крючок для массовой паники и слухов очень простой: во-первых, нужна таинственная ситуация, во-вторых, человек реагирует на то, что может произойти с каждым».
Фото: pxhere.com