Top.Mail.Ru
Недвижимость
Челябинская область
0

«Мы готовы ко второй волне пандемии». Эксперт – о челябинском рынке недвижимости

Осенью риелторы ждут рост продаж, если не помешает вторая волна пандемии
Осенью риелторы ждут рост продаж, если не помешает вторая волна пандемии

Своим экспертным мнением о том, как изменила пандемия коронавируса челябинский рынок недвижимости и что ждет его в ближайшем будущем, с «ФедералПресс» поделился председатель совета директоров ГК «Компаньон», экс-президент Российской гильдии риелторов Арсен Унанян:

Как пандемия сказалась на продажах

«В апреле рынок рухнул и по новостройкам, и по вторичке. В мае сделки пошли на повышение в обоих сегментах. По сравнению с прошлым годом июнь дал рост в 15 % на новостройки. А по вторичному жилью – всего 1–2 %. Но это не говорит о том, как развивается рынок. Есть очень много факторов, и прежде всего то, что сделки стали регистрироваться гораздо дольше, например из-за того, что не работал МФЦ. Кроме этого, у нас появился еще один новый «сюрприз», который нам преподнес Росреестр из-за перехода на новое программное обеспечение. Если раньше клиенты дожидались выписок от одного до трех, максимум пяти дней, то сегодня это может длиться неделю – две, а в некоторых регионах даже доходит до месяца. В том числе нотариальная выписка, которую раньше нотариус мог утром запросить – вечером получить, а сегодня эту информацию можно ожидать от трех дней и дольше без гарантии ее получения.

Поэтому рост, который я озвучил, больше связан с тем, что люди начали покупать не просто квадратные метры, а образ жизни, стали смотреть не только на доступность жилья, но и на комфорт. С одной стороны, это плюс: появляется хорошее жилье. С другой стороны, там, где жилье некачественное либо старое, мы можем получить большой минус по продажам, и это может навредить городу. Потому что потребитель смотрит среднюю цену по городу, и если она получается 42 тысячи рублей за «квадрат», ему психологически нелегко согласиться на цену в 55–60 тысяч за квадратный метр, а такова цена качественных застройщиков в Челябинске. Но с каждым годом процент таких людей все-таки меняется. Горожане начинают понимать, что достойное жилье стоит денег».

Чему пандемия научила риелторов

«Чему можно научить, когда рынок существует достаточно давно и ноу-хау никакие не появляются? Мы это все уже прошли, и ничего нового для нас не было. Мы немножко переборщили с онлайн-обучением и зум-конференциями. Постоянные совещания руководителей, сотрудников, все эти образовательные программы вместо того, чтобы работать. Ну и плюсом многие кричали в интернете, что онлайн-показы – это все хорошо. Это хорошо, но недвижимость – это не картошка и это не всегда типовая студия в 25 «квадратов» в Сочи, которую можно купить на этапе строительства без отделки, чтобы потом перепродать. Мы все-таки работаем с конечным потребителем, и нашему клиенту важно пощупать стены, узнать, какая там отделка, – ни один онлайн это все не передаст. Поэтому мы больше начали уважать то, что мы делаем. Мы больше времени стали уделять изучению рынка и лучше разбираться в нем. У нас была возможность больше поездить, потому что офис функционировал не полностью, и наши сотрудники посетили все строящиеся объекты, которые есть в Челябинске в радиусе 100 км. Свободное время, которое у нас образовалось, мы потратили на развитие внутри компании. Благодаря тому, что многие люди, к сожалению, остались без работы, у нас сегодня есть выбор потенциальных сотрудников, которые переходят из банковской и страховой сфер. Это люди с хорошим образованием, с хорошим оптом работы и с пониманием этики и регламента».

Что ждать осенью

«Мы ждем, будет вторая волна или нет, и готовимся к этой ситуации. Она на самом деле очень непредсказуема и ничего хорошего не сулит. Первый опыт показал, что власти не могут справиться с карантинными мерами. На примере Челябинска – у нас в городе был бардак. Какое-то время все соблюдали карантин, а потом народ распоясался и пошел на улицы. Важно, чтобы власти быстро отреагировали, если будет вторая волна.

Мы готовимся к хорошему сценарию и ждем достаточно большой рост продаж в сегменте строящегося жилья. Очень бы не хотелось, чтобы проблема, связанная со здравоохранением, помешала этому.

Если пойдет по плохому сценарию, эти три месяца показали, что мы умеем работать на расстоянии. Наши клиенты тоже к этому привыкли. Большой плюс – в пандемию хорошо начала развиваться «загородка». Челябинск никогда такого импульса не имел, как в этом году. Большое количество людей стало уезжать за город, присматривать себе объекты. Поэтому большой бум придется скорее всего на следующий год. Так что мы готовимся даже не к осени – она будет уже через месяц, а к тому, что будет через год».

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.