Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Алтайский народ стоит перед историческим выбором

Неожиданно огромный резонанс в Республике Алтай вызвало происшествие в селе Яконур, в ходе которого несколько местных жителей пытались снести буддийское культовое сооружение – ступу. Многих особенно возмутило, что действия нападавших было квалифицированно как мелкое хулиганство. Местные буддисты полагают, что нападавшие действовали по наущению представителей так называемой каракольской группировки, исповедующей «белую веру Ак јаҥ». Свою позицию в отношении случившегося специально для «ФедералПресс» рассказала этнограф Елена Королева:Данное происшествие стоит в ряду других актов насилия и устрашения, инициированных малочисленной, но агрессивной «каракольской группой». Здесь следует упомянуть и разрушение ступы Боора, и угрозы расправы в адрес семей, отправивших детей на обучение в дацаны, преследование хамбо-ламы Дамбы Аюшева во время визита в республику, календарный холивар, направленный на срыв празднования нового года по восточному календарю Чага Байрама, а так же клевета в адрес буддийской общины в социальных сетях, СМИ и даже в письме в адрес президента и в заявлениях в прокуратуру Республики Алтай.Несмотря на то, что официальное опровержение со стороны прокуратуры Республики Алтай было зачитано на сессии Госсобрания Эл Курултай, хотелось бы остановится на последнем мотиве подробнее. Так, алтайскую буддийскую сангху сторонники «каракольской группировки» обвинили в абсурдной связи с неким японским монахом-путешественником Дзюнесеем Тэрасавой, который несколько лет назад посетил Алтай в числе прочих регионов России. Впоследствии из-за попыток наладить контакт с чеченскими боевиками (с целью примирения) и нескольких неоднозначных политических заявлений, Тэрасаве был запрещен въезд в Россию. Между тем буддийская сангха России, частью которой является община «Ак Бурхан» в Республике Алтай, принадлежит к школе Дзонкапы, тибетской ветви буддизма, и не имеет никаких отношений с орденом Тэрасавы, да и не нуждается в них, обладая достаточными внутренними ресурсами и своей линией преемственности для передачи учения. Так

Неожиданно огромный резонанс в Республике Алтай вызвало происшествие в селе Яконур, в ходе которого несколько местных жителей пытались снести буддийское культовое сооружение – ступу. Многих особенно возмутило, что действия нападавших было квалифицированно как мелкое хулиганство. Местные буддисты полагают, что нападавшие действовали по наущению представителей так называемой каракольской группировки, исповедующей «белую веру Ак јаҥ». Свою позицию в отношении случившегося специально для «ФедералПресс» рассказала этнограф Елена Королева:

Данное происшествие стоит в ряду других актов насилия и устрашения, инициированных малочисленной, но агрессивной «каракольской группой». Здесь следует упомянуть и разрушение ступы Боора, и угрозы расправы в адрес семей, отправивших детей на обучение в дацаны, преследование хамбо-ламы Дамбы Аюшева во время визита в республику, календарный холивар, направленный на срыв празднования нового года по восточному календарю Чага Байрама, а так же клевета в адрес буддийской общины в социальных сетях, СМИ и даже в письме в адрес президента и в заявлениях в прокуратуру Республики Алтай.

Несмотря на то, что официальное опровержение со стороны прокуратуры Республики Алтай было зачитано на сессии Госсобрания Эл Курултай, хотелось бы остановится на последнем мотиве подробнее. Так, алтайскую буддийскую сангху сторонники «каракольской группировки» обвинили в абсурдной связи с неким японским монахом-путешественником Дзюнесеем Тэрасавой, который несколько лет назад посетил Алтай в числе прочих регионов России. Впоследствии из-за попыток наладить контакт с чеченскими боевиками (с целью примирения) и нескольких неоднозначных политических заявлений, Тэрасаве был запрещен въезд в Россию. Между тем буддийская сангха России, частью которой является община «Ак Бурхан» в Республике Алтай, принадлежит к школе Дзонкапы, тибетской ветви буддизма, и не имеет никаких отношений с орденом Тэрасавы, да и не нуждается в них, обладая достаточными внутренними ресурсами и своей линией преемственности для передачи учения. Таким образом, обвинение, которое прозвучало в письме на имя президента Путина, является ничем иным как намеренным подлогом и низкопробным приемом политической борьбы, что недвусмысленно указывает на некие политические амбиции заявителей.

Подобная клевета появилась как своеобразный ответ на обвинения в связи некоторых участников «каракольской группировки» с турецким неофашистким движением «бозкурт» (серые волки), которое было проиллюстрировано в соцсетях фотографиями одной из встреч представителей турецких и алтайских националистов. Интересно, что цитируя данное обвинение в комментариях к заметке на сайте Новости Горного Алтая, посвященной попытке разрушения ступы в усадьбе Веры Кыновой, один из лидеров «каракольской группы» (предположительно, Лариса Тадышева) открыто признал причастность группы к данному инциденту. Из комментариев следует, что члены группы считают действия вандалов оправданными, потому что агрессия была направлена на буддийскую семью и буддийский культовый объект. Напомним, что это была уже вторая попытка разрушить ступу Веры Кыновой при подстрекательстве одних и тех же людей.

Особую тревогу вызывает содержание высказываний нападавших в той форме, в которой оно приводится в заметке. «Убьем тебя и себя», – это классический мотив террористической идеологии, который часто можно увидеть в стенограммах телефонных переговоров ваххабитов в материалах МВД РФ. Это пример «антисистемной» идеологии, появление которой как правило свидетельствует о глубоком системном кризисе и/или наличии групп населения в состоянии фактической безысходности. Объективные социальные и психологические причины приводят людей к отрицанию самих себя, именно такие люди становятся легкой наживой для террористических группировок, преследующих зачастую вполне меркантильные цели. Тот факт, что идеологические или религиозные расхождения рассматриваются как оправдание прямой агрессии (нападения троих взрослых мужчин на пожилую женщину!), маркирует идеологию «каракольской группы», как неофашисткую.

Стоит ли говорить, что нападение ночью, с угрозами и проклятиями, криками и взломом, полностью противоречит алтайской национальной этике. В контексте традиционного мировоззрения нападающие одержимы «кермесами» (шилемирами), злыми духами, которые только и могут проявить себя после заката солнца. Совершенно иначе ведут себя в этом конфликте члены буддийской общины Ак Бурхан. Раз за разом они дают шанс своим оппонентам одуматься, очевидно понимая несоразмерность вины подстрекателей и опьяненных исполнителей. Нет ни одного случая, когда бы буддисты препятствовали проведению религиозных мероприятий как каракольской группы, так и других религиозных групп в республике.

Усиленно продвигаемый каракольцами в пику Чага Байрам праздник Jылгайак мог бы прижиться, в качестве сезонного весеннего праздника, если бы его не рекламировали такими агрессивными методами. Забавно, что агрессивное отрицание Чага Байрама и государственного наследия в традиционной культуре ставит последователей каракольских неоязычников в один ряд с шовинистами советских времен,  которые на основании дефицита научных данных утверждали, что народы Сибири до вступления в состав России не имели собственных государственных образований. Казалось бы исследования таких корифеев как Леонид и Игорь Кызласовы, работы новосибирского археолога Юлия Худякова и его учеников, научной группы алтайского археолога Василия Соенова давно опровергли эти предвзятые суждения. Но, видимо, невежество, как ядовитый газ, по-прежнему накапливается в темных углах и переулках, где мало читают, как на своем родном, так и на русском языках.

Время – пластичная субстанция и не стоит на месте. Процессы развития и/или деградации культуры происходят непрерывно. Одной из первых причин деградации следует назвать социальную стагнацию и гражданские войны. В результате гражданской войны пало передовое Ойротское государство,  последствия гражданской войны в России мы переживаем до сих пор, трагический разворот в сторону распада страны в результате гражданской войны мы можем наблюдать прямо сейчас на Украине.

Цивилизация стоит перед насущной необходимостью перехода к планетарному мышлению для решения глобальных проблем, таких как переэксплуотация ресурсов с последующим неравномерным распределением благ, нищета и терроризм, как следствие неравномерного развития регионов, рак и тяжелые наследственные болезни. Международные коммуникации будут только расти. В этих условиях различные этнические (многослойные) традиции будут все чаще сталкиваться между собой. В общих интересах выработать механизмы амортизации, такие как терпимость и взаимоуважение, на основе соблюдения прав человека. Внутри алтайской традиционной этнической культуры заложены прекрасные основы для успешного развития в новых условиях. Это и разнообразие унаследованных культурных сценариев, уважение к природе без антропоцентризма, это, наконец, предельно широкое понимание родины, когда Алтай – это весь обжитой мир, Ойкумена, в широком смысле этого топонима. В новом тысячелетии алтайский народ стоит перед историческим выбором, куда пойти? В сторону внутренней конфронтации и деградации или по пути сотрудничества и развития?

Каков будет выбор, покажет время.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.