«Подарив» в свое время «простым россиянам» недорогое муниципальное жилье, государство придумывает дополнительные способы пополнения казны за счет «новых собственников». Существенным обременением для современных российских домохозяйств стало в свое время введение налога на капитальный ремонт многоквартирных домов. Впереди – введение налога на недвижимость, рассчитанного на основе кадастровой оценки стоимости жилья. Комментирует Председатель правления НП «Республиканское юридическое общество» Александр Хаминский:
«Поясню, речь идет о рыночной, а не использовавшейся прежде инвентаризационной оценке, включавшей только стоимость материалов и строительных работ с учетом износа. Такой налоговый режим начал применяться в стране постепенно, начиная с 2014 года. Первыми его «оценили» предприниматели, ранее платившие налог на недвижимость по ее балансовой стоимости, сопоставимой с инвентаризационной. Практически же для половины предпринимателей налоговая нагрузка с момента введения кадастровой оценки возросла более, чем в два раза.
С 2016 года в части российских регионов, в том числе и в столице, впервые налог на недвижимое имущество, рассчитанный по новой шкале, заплатят владельцы приватизированного жилья. Можно предполагать, что и для них рост окажется заметным.
В настоящее время кадастровая стоимость недвижимого имущества рассчитывается независимыми коммерческими оценочными компаниями, перечень которых утвержден в конкретном регионе. При этом единой методики оценки не существует, что порождает споры о ее справедливости. На сегодняшний день существуют досудебная процедура решения вопроса и возможность оспорить кадастровую стоимость в суде. По данным статистики в прошлом году было удовлетворены две трети заявлений о снижении кадастровой стоимости.
Вопрос о кадастровой оценке был задан Владимиру Путину в ходе недавней «Прямой линии». Президент пожурил оценщиков, которые оценивают «по-разному», но при этом не обмолвился, что отсутствуют какие-либо единые нормативы к осуществлению такой деятельности или конкретные меры ответственности за недобросовестность. И уже буквально через пару недель информагентства сообщили, что разработанный Минэкономразвития России законопроект о введении института государственной кадастровой оценки был одобрен соответствующей правительственной комиссией!
Введение государственной монополии на оценку будет сопровождаться обязательной внеплановой переоценкой кадастровой стоимости недвижимого имущества в случае заметных колебаний рыночных цен на него. Ведение такого мониторинга и обязательную публикацию его данных будет осуществлять Росреестр. Он же возьмет на себя и функции контроля за деятельностью государственных оценщиков.
Но при этом сегодня в стране работает одно-единственное бюджетное оценочное бюро, которое действительно проводит кадастровую оценку недвижимости! Так что структура государственной кадастровой оценки для реализации данного законопроекта будет создаваться фактически «с нуля» и из ничего. В какую сумму это обойдется федеральному бюджету? Для чего и зачем понадобилось создавать систему государственной оценки, когда достаточно было бы строго регламентировать сам механизм осуществления такой оценки, разработать критерии и методики ее проведения, а также способы осуществления контроля за ее неукоснительным выполнением? Какое при таком (разумном!) подходе имеет значение, проводится такая оценка государственным оценщиком или частным? К тому же, непонятно: зачем вводить госмонополию там, где имеется хорошая рыночная конкуренция?
А вот создание в системе государственных органов исполнительной власти дополнительной структуры по контролю деятельности в сфере градостроительства и жилищной политики действительно необходимо. Нарушений в данной области – взять хотя бы те же товарищества собственников жилья – немало. Если право на жилище гарантируется конституцией, кто, как не государство, в лице президента и его «представителей в народе» – специальных ведомств, должно взять на себя исполнение контрольно-надзорных функций? Как считаете»?