Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Количество людей с высшим образованием катастрофически растет

Директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ, доктор экономических наук Сергей Кадочников рассказал «УралПолит.Ru» об оптимальной системе образования:«В мире есть два тренда, которые влияют на то, как мы обучаем специалистов. Первый: количество людей с высшим образованием катастрофически растет. Простой пример: в 80-е годы процент выпускников, которые шли в вузы, составлял 5–40 %. Сегодня этот процент в России составляет 80–90 %. То есть у нас всеобщее высшее образование. Не хочу комментировать – плохо это или хорошо, это просто факт. Второй тренд – это непрерывность образования – обучение в течение всей жизни. Логика в том, что жизнь меняется, а вместе с ней и люди. Говорят, что раз в пять лет менять место работы – это правильно. Так вот, нужно людей приучить к тому, что обучаться придется постоянно. Какие ответы на эти тренды существуют в мировой системе образования? Это модель двухуровневого образования – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – это ответ на то большое количество людей, которое приходит в вузы. Нет такого государства, которое способно финансировать 90 % выпускников, которые хотят учиться в вузах. По этой же причине нет пятилетних программ обучения: есть четырех- трехлетние, и это дешевле. Вторая ступень – это магистратура. Есть разные ступени магистратуры, но это в любом случае ступень не для всех. Цель образования – дать человеку знания, которые сделают его мобильным в течение всей его жизни, а не готовить для конкретной отрасли. Вузы не обязаны давать профессиональную квалификацию, мы даем образовательную квалификацию. Кроме того, на рынке образования появляются новые игроки – не институты и не университеты, а игроки, которые дают программы и курсы. Это ассоциации, гильдии, которые как раз и обучают каким-то узким профессиональным навыкам. Таким образом две модели образования дополняют друг друга».

Директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ, доктор экономических наук Сергей Кадочников рассказал «УралПолит.Ru» об оптимальной системе образования:

«В мире есть два тренда, которые влияют на то, как мы обучаем специалистов. Первый: количество людей с высшим образованием катастрофически растет. Простой пример: в 80-е годы процент выпускников, которые шли в вузы, составлял 5–40 %. Сегодня этот процент в России составляет 80–90 %. То есть у нас всеобщее высшее образование. Не хочу комментировать – плохо это или хорошо, это просто факт.

Второй тренд – это непрерывность образования – обучение в течение всей жизни. Логика в том, что жизнь меняется, а вместе с ней и люди. Говорят, что раз в пять лет менять место работы – это правильно. Так вот, нужно людей приучить к тому, что обучаться придется постоянно.

Какие ответы на эти тренды существуют в мировой системе образования? Это модель двухуровневого образования – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – это ответ на то большое количество людей, которое приходит в вузы. Нет такого государства, которое способно финансировать 90 % выпускников, которые хотят учиться в вузах. По этой же причине нет пятилетних программ обучения: есть четырех- трехлетние, и это дешевле. Вторая ступень – это магистратура. Есть разные ступени магистратуры, но это в любом случае ступень не для всех.

Цель образования – дать человеку знания, которые сделают его мобильным в течение всей его жизни, а не готовить для конкретной отрасли. Вузы не обязаны давать профессиональную квалификацию, мы даем образовательную квалификацию. Кроме того, на рынке образования появляются новые игроки – не институты и не университеты, а игроки, которые дают программы и курсы. Это ассоциации, гильдии, которые как раз и обучают каким-то узким профессиональным навыкам. Таким образом две модели образования дополняют друг друга».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.