Top.Mail.Ru
Россия и мир
1

Платные пляжи – вне закона

В сезон отпусков отдыхающие зачастую сталкиваются с таким явлением, как платные пляжи.Адвокат, партнер, ООО «Центр Правосудия» Альберт Гутовспециально для «ФедералПресс.Юг» рассказал о правомерности действий бизнесменов:

В сезон отпусков отдыхающие зачастую сталкиваются с таким явлением, как платные пляжи.Адвокат, партнер, ООО «Центр Правосудия» Альберт Гутовспециально для «ФедералПресс.Юг» рассказал о правомерности действий бизнесменов:

«Часто граждане, пожелавшие отдохнуть в местах общего пользования около рек, озер, морей, сталкиваются с реальными ограничениями доступа к месту отдыха. Такое явление распространено на черноморском побережье, когда юридическое лицо, независимо от форм собственности, устанавливает ограничение в виде забора на пляже и реально препятствует проходу граждан по прибрежной территории.

Чиновники, отвечая на возмущения негодующих граждан, используют витиеватую юридическую терминологию с указанием многочисленных нормативно-правовых актов, таких как: Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указ президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 2 августа 2006 г.), Типовая инструкция по организации защиты объектов санаторно-курортного комплекса на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.

Забегая вперед, укажу, что ни один из этих нормативных актов не устанавливает прямого ограничения в пользования гражданами прибрежной зоны черноморского побережья.

Попробуем разобраться, что же чиновники имеют в виду. Как указано в «Типовой инструкции по организации защиты объектов санаторно-курортного комплекса на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера», она не носит нормативного характера.

В соответствии с Конституцией России, имеющей непосредственное действие, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15).

Вышеуказанная Типовая инструкция не была опубликована в средствах массовой информации Краснодарского края (ни в газете «Кубанские новости», ни на сайте администрации), соответственно, она не прошла необходимую процедуру принятия нормативно-правового акта, а значит, не стала общеобязательной для граждан.

Более того, из содержания Типового положения и в частности из пункта 4.1. («Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта санаторно-курортного комплекса») не следует, что руководителям объектов санаторно-курортного объекта вменено в обязанность ограждать территорию пляжа – береговую линию, называемую зоной общего пользования.

Даже если предположить, что Типовое положение носит обязательный характер и занимает определенное место в общепринятой иерархии нормативных актов, то, во всяком случае, оно не должно противоречить федеральному законодательству.

Статья 6 Водного кодекса РФ предусматривает, что «поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств».

Из вышеизложенного следует, что ограничение на использование береговой полосы может быть установлено тольков специальном, нормативно-определенном порядке. Сами ограничения не носят повсеместный характер и носят характер исключения, связанный с обеспечением интересов государственной безопасности, благополучия населения и т.п. В любом случае юридические лица – арендаторы прибрежной полосы, владеющие земельным участком у водного объекта, не могут чинить препятствия в виде запрета прохода по береговой линии или взимания платы за осуществление прохода.

За нарушение законодательства связанного с использование водных объектов, лицо может нести ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч.2 ст.8.12.)

Таким образом, во главу угла становится пресловутое правоприменение, реализация которого в нашей стране и в частности в Краснодарском крае находится не на высоком уровне. К сожалению, к этому добавляются частнособственнические интересы, нарушающие сферу общественных интересов, направленных на беспрепятственное пользование водными объектами общего пользования. Попросту говоря, пляжи - это общественное место и каждый имеет на него беспрепятственный доступ, если иное не установлено федеральным законом или нормативным актом на основе Конституции РФ (ч.3 ст.55)».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.