Краснодарский юрист Михаил Волкодав столкнулся с практикой добровольно-принудительной нагрузки на граждан со стороны страховых компаний (или их страховых агентов). При обращении к агенту краснодарского филиала страховой компании кубанец получил отказ в заключении договора ОСАГО, если он не заключит одновременно и договор добровольного страхования, однако нашел выход из сложившейся ситуации. Волкодав прокомментировал для читателей «ФедералПресс.Юг» незаконные действия таких компаний и агентов и дал совет, испробованный на собственном опыте, как можно бороться с недобросовестными страховщиками.«В конце апреля этого года я в очередной раз столкнулся с такой ситуацией. Самое печальное в этой ситуации то, что несмотря на колоссальное общественное недовольство, несметное количество инструкций и разъяснений о незаконности подобной практики, мы продолжаем сталкиваться со страховым хамством. Конфликт заключается в том, что я пришел в офис страховщика делать ОСАГО. На это агент любезно сообщил мне о том, что вместе с полисом ОСАГО я должен буду купить еще и полис добровольного страхования от несчастного случая при ДТП. Я попытался возражать, обращая внимание агента на то, что обязательным (ОСАГО) страхование и называется потому, что его нужно сделать обязательно, а добровольным (от несчастного случая), потому что делается по желанию, что зафиксировано в нормативных документах. Кроме того я просил представить мне текст закона об ОСАГО и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы пальцем ткнуть в нормы, запрещающие подобные действия агента. Вместо документов мне сослались на некую внутреннюю инструкцию страховщика, которую также отказались показать, и предложили, если что-то не нравится, обратиться в другую компанию. Давайте проанализируем эту ситуацию. Федеральный закон об ОСАГО устанавливает поголовную обязательность ОСАГО (разумеется, для тех, кто садится за руль). Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных сред
Краснодарский юрист Михаил Волкодав столкнулся с практикой добровольно-принудительной нагрузки на граждан со стороны страховых компаний (или их страховых агентов). При обращении к агенту краснодарского филиала страховой компании кубанец получил отказ в заключении договора ОСАГО, если он не заключит одновременно и договор добровольного страхования, однако нашел выход из сложившейся ситуации. Волкодав прокомментировал для читателей «ФедералПресс.Юг» незаконные действия таких компаний и агентов и дал совет, испробованный на собственном опыте, как можно бороться с недобросовестными страховщиками.
«В конце апреля этого года я в очередной раз столкнулся с такой ситуацией. Самое печальное в этой ситуации то, что несмотря на колоссальное общественное недовольство, несметное количество инструкций и разъяснений о незаконности подобной практики, мы продолжаем сталкиваться со страховым хамством.
Конфликт заключается в том, что я пришел в офис страховщика делать ОСАГО. На это агент любезно сообщил мне о том, что вместе с полисом ОСАГО я должен буду купить еще и полис добровольного страхования от несчастного случая при ДТП. Я попытался возражать, обращая внимание агента на то, что обязательным (ОСАГО) страхование и называется потому, что его нужно сделать обязательно, а добровольным (от несчастного случая), потому что делается по желанию, что зафиксировано в нормативных документах. Кроме того я просил представить мне текст закона об ОСАГО и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы пальцем ткнуть в нормы, запрещающие подобные действия агента. Вместо документов мне сослались на некую внутреннюю инструкцию страховщика, которую также отказались показать, и предложили, если что-то не нравится, обратиться в другую компанию.
Давайте проанализируем эту ситуацию. Федеральный закон об ОСАГО устанавливает поголовную обязательность ОСАГО (разумеется, для тех, кто садится за руль). Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утверждены постановлением правительства РФ от 7 мая 2003 года № 263) говорят о том, что страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему необходимые документы. Тем не менее страховщики зачастую намертво стоят на позиции: купишь еще один добровольный полис – застрахую по ОСАГО, не купишь – до свидания. Конечно, мы можем обжаловать отказ страховщика в суде. Суд обяжет страховщика продать нам только полис ОСАГО. Но с учетом вступления решения в силу этот процесс займет (не будем даже считать время на исполнительное производство) около двух месяцев. Добавьте сюда еще суету по составлению и подаче исков и ответьте, кто будет этим заниматься и как ездить все это время без страховки? Да и чего мы добьемся? Обязывания страховщика продать вам полис? Это ж смешно, не так ли? Поэтому народ плюет, да и покупает эти навязанные полисы.
С учетом того, что по этому долгому и малоэффективному пути мало кто пойдет, крайне важно пресечение незаконного поведения страховщиков посредством применения санкций. Надо бить по рукам, чтобы было неповадно нарушать, а не отправлять людей слоняться по судам, заставлять их самостоятельно защищать свои права, в то время как существуют созданные специально для этого органы. Беда в том, что внесудебный механизм не всегда работает. Лично моя практика показывает, что надзорные органы страховщиков почему-то не наказывают. Боятся с ними связываться, что ли?
Когда два года назад я столкнулся с той же проблемой, в административном порядке решить вопрос мне не удалось: ни Федеральная служба по финансовым рынкам (осуществлявшая в то время контроль и надзор за страховыми организациями), ни Роспотребнадзор, ни прокуратура, ни Российский союз автостраховщиков не смогли принять никаких действенных мер. Они согласились, что страховщик не прав, и любезно предложили мне обратиться в суд.
Сегодня страховой надзор осуществляется Банком России. Несмотря на то, что я особо не верю в успех, принципиально стою на том, чтобы была «натоптана» практика вмешательства в эти дела надзорных органов. Поэтому непременно обращусь и в ЦБ, и в Федеральную антимонопольную службу, которая, очень надеюсь, найдет в действиях данного страховщика нарушение законодательства о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением.
А пока использую свой авторский метод самозащиты прав, который предлагаю всем. В подобных случаях я соглашаюсь на оформление обоих полисов, и после того как они оформлены, начинаю расплачиваться с агентом. Во время расчета вдруг выясняется, что денег у меня хватает только на полис ОСАГО. Выражая искренне сожаление, я оплачиваю только полис ОСАГО (здесь главное, не забыть вместе с полисом забрать и квитанцию о его оплате, в противном случае договор страхования не будет считаться заключенным), возвращаю добровольный и удаляюсь, сопровождаемый обвинениями в неприличном поведении.
А как считаете вы, выходит ли эта военная хитрость за рамки морали или мы должны интеллигентно сглатывать страховое хамство и платить?».


