Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Реформа МСУ – конструктор, из элементов которого можно собрать и средневековый замок, и современное здание

Депутаты Госдумы в ходе реформы местного самоуправления (МСУ) предлагают распространить двухуровневую модель МСУ на крупные городские округа. Автор законопроекта, депутат Вячеслав Тимченко, лидер Всероссийского совета местного самоуправления, заявил журналистам, что есть инициатива «создать в городах, имеющих районное деление, муниципалитеты с выборными органами МСУ на территориях внутригородских районов. В их функции может войти, например, ряд вопросов благоустройства, общественного согласования принимаемых градостроительных решений и решений в сфере землеустройства и землепользования, а также представление интересов жителей перед административными инстанциями».

Депутаты Госдумы в ходе реформы местного самоуправления (МСУ) предлагают распространить двухуровневую модель МСУ на крупные городские округа. Автор законопроекта, депутат Вячеслав Тимченко, лидер Всероссийского совета местного самоуправления, заявил журналистам, что есть инициатива «создать в городах, имеющих районное деление, муниципалитеты с выборными органами МСУ на территориях внутригородских районов. В их функции может войти, например, ряд вопросов благоустройства, общественного согласования принимаемых градостроительных решений и решений в сфере землеустройства и землепользования, а также представление интересов жителей перед административными инстанциями».

Кроме того, по словам Тимченко, предлагается формировать представительный орган города из депутатов, которые будут избраны районными муниципалитетами. Но при этом планируется создать процедуру отзыва депутата – через решение районного собрания. Такой порядок, по мнению разработчиков законопроекта, сделает каждого депутата более ответственным перед избирателями.

Руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества, политолог Анатолий Гагарин считает, что реформа МСУ, несмотря на то что проект закона уже прошел три чтения в Госдуме, остается дискуссионным вопросом:

«Есть у этого документа и ярые сторонники, и противники. Лично я считаю, что все варианты предлагаемых моделей МСУ еще должны быть вынесены на широкое обсуждение. Тем более что авторы реформы побуждают регионы принимать решения коллегиально – с учетом всех точек зрения горожан. Только широкое исследование позволит выявить симпатии населения к той или иной модели. Тем более время на раздумья есть – действующие муниципальные органы сохранят свои функции на период их полномочий.

Хотя тема, конечно, актуальнейшая, она всех, что называется, разогрела. Но, повторяю, нужны серьезные разъяснения со стороны авторов законопроекта о смысле и содержании реформы МСУ. В этом вопросе «болезненных» решений принимать нельзя! МСУ – это клубок политических, властных и финансовых полномочий.

Например, районирование городов – тема очень интересная, поскольку она предполагает совершенно новую конфигурацию территорий внутри муниципалитетов. Но забрасывать проблему, как керосин в топку, нельзя – к вопросу надо отнестись взвешенно.

Что касается моей позиции, то введение районного принципа управления для крупных городов станет реальной возможностью вернуться к принципам демократии. Ведь управление может быть более полноценным и эффективным, когда оно осуществляется на низовом, в данном случае – районном уровне.

Расширение таких демократических принципов предполагает контрольные функции районных дум, когда депутаты сами будут принимать решения о расходовании каждого бюджетного рубля.

Если говорить о том же Екатеринбурге, то при таком раскладе произойдет подвижка политической элиты, поскольку во власть – районные думы – придет много новых, инициативных людей. При этом у них появится возможность выходить на общегородской уровень, а это немаловажно. Существующая система управления городом в данном случае изменится, Екатеринбург не будет управляться из одного центра, как сейчас, а понятие «подконтрольных депутатов» вообще может уйти в историю.

Роль мэра в таком случае может быть разной – все зависит от того, какую модель управления мы выберем. Нужен ли сити-менеджер – тоже вопрос для обсуждения. Им может быть не обязательно публичный человек, а прежде всего хороший управленец, знающий городское хозяйство.

Вообще реформа МСУ напоминает мне конструктор, из элементов которого можно собрать и средневековый замок, и дворянскую усадьбу, и современное здание. Главное, повторяю, всем внимательно отнестись к этой реформе и выбрать ту модель управления муниципалитетом, которая нам наиболее подходит».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.