Своими действиями на протяжении нескольких лет авиакомпания Трансаэро умышленно создавала огромную финансовую «дыру», оцениваемую в сотни миллиардов рублей, закрывать которую придется за счет государственной финансовой системы, а также в ущерб клиентам и вкладчикам крупнейших системообразующих банков России, что явно негативно скажется на ее стабильности, и без того пошатнувшейся в условиях кризиса.
Своими действиями на протяжении нескольких лет авиакомпания Трансаэро умышленно создавала огромную финансовую «дыру», оцениваемую в сотни миллиардов рублей, закрывать которую придется за счет государственной финансовой системы, а также в ущерб клиентам и вкладчикам крупнейших системообразующих банков России, что явно негативно скажется на ее стабильности, и без того пошатнувшейся в условиях кризиса.
Как активно обсуждается в СМИ и интернет-пространстве, авиакомпания Трансаэро начала испытывать серьезные финансовые затруднения с осени прошлого года. В конце декабря ей были предоставлены государственные гарантии по кредиту банка ВТБ на сумму 9 млрд. руб. В дальнейшем же государство отказало авиаперевозчику в помощи, посчитав, что хронические убытки данной компании возникли по ее же вине. В сентябре 2015, осознав полную безвыходность ситуации, правительство решило спасать Трансаэро в экстренном порядке, обеспечив передачу 75% плюс 1 акции Аэрофлоту. Однако консолидация пакета в намеченные сроки не состоялась. По состоянию на 13.10.2015 ни одного заявления о начале процедуры банкротства Трансаэро в арбитражном суде зарегистрировано не было. В то же время, фактически компания не исполняет свои обязательства уже две недели.
В ходе независимой оценки, проведенной группой специалистов во главе с председателем правления Республиканского юридического общества Александром Хаминским, уже в 2014 году Трансаэро была фактическим банкротом, поскольку не имела возможности исполнять действующие обязательства, и осуществляла операционную деятельность за счет все новых и новых заимствований. По закону компания должна была самостоятельно подать заявление о банкротстве в арбитражный суд. Тем не менее, она этого не сделала, продолжая набирать заведомо невозвратные кредиты. Исходя из анализа публично размещенной финансовой и бухгалтерской отчетности авиакомпании, по состоянию на 31 декабря 2014 следуют 2 неоспоримых факта, указывающих на фальсификацию балансовых показателей.
Речь идет о 30-кратном – с 2 млдр. руб. до 61 млдр. руб. – увеличении стоимости нематериальных активов, а также о занижении на 31 млдр. руб. размера кредиторской задолженности вследствие непринятия к учету курсовых разниц по кредитам, полученным в иностранной валюте. В результате этих действий Трансаэро, которая в течение нескольких лет из-за хронических убытков имела отрицательный капитал, формально избежала административной ликвидации за нарушения Закона об акционерных обществах. Таким образом, искусственно была увеличена валюта баланса с 78 млдр. руб. до 128 млдр. руб. Следует отметить, что реальные денежные средства, находящиеся на всех счетах и в кассах авиакомпании, в том числе за рубежом, составили 360 млн. руб. или менее 0,3% от баланса.
Остается неясным, каким образом и по каким причинам многолетний аудитор перевозчика – «РСМ Русь», указывая данные факты в качестве оговорки, тем не менее, дает в целом положительное заключение по итогам 2014 года. При том, что фактическая «дыра» составляла 90 млдр. руб. при балансе в 128 млдр. руб. Остаются вопросы к акционерам и руководителям банков-кредиторов Трансаэро: почему и в каких целях финансовая и бухгалтерская отчетность общества-должника была принята и утверждена?
Согласно аудиторскому заключению за 2014 год, выданному компанией «РСМ Русь», имело место не только увеличение стоимости нематериальных активов, но и неверная оценка кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте. Так, величина кредиторской задолженности в валюте должна определяться по курсу на 31 декабря отчетного года, однако Трансаэро в балансе показала валютные долги по курсу на дату их возникновения. (Для справки: курс доллара к российскому рублю на 31.12.2014 года составлял 56,2584 против 30-32 руб. ранее в течение года). Мы поинтересовались у Александра Хаминского перспективами банкротства компании:
«Перспективы, к сожалению, плачевные. На сегодняшний день установленная кредиторская задолженность перед банками составляет около 150 млдр. руб., делясь поровну между лизинговыми обязательствами и коммерческими кредитами. Еще порядка 50-70 млдр. руб. компания должна за обслуживание авиапарка, топливо и т.д. Сюда же входит задолженность по заработной плате и перед бюджетом. Если обратить внимание на активы баланса, то можно констатировать, что имущества у должника нет. Нематериальные активы на 61 млдр. руб. – это «воздух». Основные средства – в размере 12 млдр. руб – это старая мебель и оргтехника, находящиеся в центральном офисе и сотне представительств по всему миру, а также изношенное аэропортовское оборудование. Такой «товар» даже не подлежит оценке.
У авиакомпании Трансаэро отсутствует собственный авиапарк. Самолеты оформлены на оффшорные компании и зарегистрированы на Британских Виргинских островах и в Ирландии. Безусловно, борты заложены под кредиты. Но, с учетом того, что воздушные суда относятся к недвижимому имуществу, эти кредитные договоры являются ипотекой, следовательно, на них распространяется законодательство страны регистрации. Каким образом эти обстоятельства будут разрешены в рамках процедуры банкротства, которая будет проходить в российской юрисдикции, для меня остается загадкой.
По мнению независимых аудиторов Республиканского юридического общества, в данном случае имеет место умышленное искажение финансовой отчетности, а все вышесказанное является поводом для возбуждения уголовных дел по статьям, связанным с мошенничеством в кредитной сфере, недобросовестными действиями при управлении коммерческой организацией и доведением компании до банкротства. При этом ответственность, помимо самой авиакомпании, должны нести и официальные аудиторы вместе с банками-кредиторами, а также акционеры Трансаэро, утвердившие, согласно протоколам общих собраний, недостоверные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности».