Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

В Сибири региональные выборы связаны с сюрпризами

Претенденты на губернаторские посты в России выходят на финишную прямую. Так, выборы высшего должностного лица субъекта Федерации в Сибирском округе 14 сентября состоятся в Новосибирской области, Республике Алтай, в Алтайском и Красноярском краях.Но уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги третьего цикла губернаторских выборов – об этом «ФедералПресс.Сибирь» сообщил доктор социологических наук, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов:«Легитимность, конкурентность, открытость – основные признаки, по которым можно судить о демократичности выборов и самой региональной власти. В Липецкой и Новгородской областях, например, исполняющие обязанности губернаторов «включили» административный ресурс, из-за чего коммунисты не смогли зарегистрировать своих кандидатов.В Республике Алтай и в Алтайском крае оппозиция поначалу также упрекала действующую власть, однако оппозиционные кандидаты все же были зарегистрированы. Перед региональной властью встал вопрос: или подвергнуть сомнению результаты голосования, когда кандидат становится руководителем региона на фоне отсутствия соперников, или гарантировать избирателю реальные альтернативы. В первом случае кандидат с помощью административного ресурса получает кресло руководителя региона, но одновременно ставит под сомнение легитимность самого института власти, что негативно отразится в дальнейшем на положении дел в регионе. Во втором – отказавшись от фантома «сокрушительной победы», кандидат, избравшись, получит безусловную поддержку –  как со стороны своих сторонников, так и оппонентов, у которых исчезнут основания обвинять его в нечестной игре «в одни ворота».Отмечу, что сегодня речь в идет уже не о победе на выборах, а о дальнейшей политической конструкции в регионе. Особенность нынешней политической ситуации в регионах такова, что любому избранному губернатору придется проводить политику согласования интересов элит, различных групп населения. Открытые конфликты, противостояния – свидетельства слабости, а это

Претенденты на губернаторские посты в России выходят на финишную прямую. Так, выборы высшего должностного лица субъекта Федерации в Сибирском округе 14 сентября состоятся в Новосибирской области, Республике Алтай, в Алтайском и Красноярском краях.

Но уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги третьего цикла губернаторских выборов – об этом «ФедералПресс.Сибирь» сообщил доктор социологических наук, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов:

«Легитимность, конкурентность, открытость – основные признаки, по которым можно судить о демократичности выборов и самой региональной власти. В Липецкой и Новгородской областях, например, исполняющие обязанности губернаторов «включили» административный ресурс, из-за чего коммунисты не смогли зарегистрировать своих кандидатов.

В Республике Алтай и в Алтайском крае оппозиция поначалу также упрекала действующую власть, однако оппозиционные кандидаты все же были зарегистрированы. Перед региональной властью встал вопрос: или подвергнуть сомнению результаты голосования, когда кандидат становится руководителем региона на фоне отсутствия соперников, или гарантировать избирателю реальные альтернативы. В первом случае кандидат с помощью административного ресурса получает кресло руководителя региона, но одновременно ставит под сомнение легитимность самого института власти, что негативно отразится в дальнейшем на положении дел в регионе. Во втором – отказавшись от фантома «сокрушительной победы», кандидат, избравшись, получит безусловную поддержку –  как со стороны своих сторонников, так и оппонентов, у которых исчезнут основания обвинять его в нечестной игре «в одни ворота».

Отмечу, что сегодня речь в идет уже не о победе на выборах, а о дальнейшей политической конструкции в регионе. Особенность нынешней политической ситуации в регионах такова, что любому избранному губернатору придется проводить политику согласования интересов элит, различных групп населения. Открытые конфликты, противостояния – свидетельства слабости, а это будет подрывать усилия управленческой команды при реализации властных полномочий, что скажется на социально-экономическом состоянии региона.

В конечном итоге в Алтайском крае был зарегистрирован коммунист Сергей Юрченко, которому «Единая Россия» помогла пройти муниципальный фильтр, а в Республике Алтай – Владимир Петров, баллотирующийся от партии «Гражданская сила». Именно они составят реальную конкуренцию исполняющим обязанности глав регионов. Понятно, что в случае победы «кандидатов власти» она не будет «оглушительной», но от этого не станет менее весомой. Прочность института власти в регионе будет поддерживаться признанием победы, одержанной в честной и конкурентной борьбе.

Однако открытость и конкурентность выборов могут преподнести неприятные сюрпризы как для кандидатов, так и для избирателей. Например, необходимость проведения второго тура. Однако второй тур – это демократическая процедура, и победа «со второго раза» нисколько не снижает легитимности избранного губернатора.

Анализируя ситуацию и электоральные предпочтения в регионах, можно предположить, что второй тур возможен в Республике Алтай и в Красноярском крае. Оппонент нынешнего и. о. главы республики Александра Бердникова – Владимир Петров – очень опытный политик, известный в республике человек, пользующийся поддержкой значительной части населения.

В Красноярском крае основную конкуренцию Виктору Толоконскому составит Иван Серебряков, выдвинутый партией «Патриоты России». Для обоих регионов характерно то, что оппоненты выдвинуты не парламентскими партиями, что также является особенностью третьего цикла губернаторских выборов. Но в Красноярске играет свою роль и фактор поддержки оппозиционного кандидата со стороны влиятельного предпринимателя Анатолия Быкова. Партия добилась внушительных результатов на выборах в горсовет Красноярска и теперь хочет бороться за губернаторское кресло.

В Новосибирской области и в Алтайском крае выборы, скорее всего, будут референдумными, когда победитель уже понятен. Однако и здесь ситуация существенно различается. Если в Алтайском крае Александр Карлин имеет все шансы одержать верх в открытой и конкурентной борьбе над своим реальным и весьма серьезным соперником – лидером местных коммунистов Сергеем Юрченко, то в Новосибирской области конкурентами Владимира Городецкого стали Анатолий Кубанов («Справедливая Россия») и Дмитрий Савельев (ЛДПР). Оба этих политика на прошедших в апреле выборах мэра Новосибирска не набрали и по три процента голосов.

Однако нет оснований утверждать, что Городецкий использовал административный ресурс для того, чтобы не допустить реальных соперников к предвыборной гонке. Один из основных его оппонентов, который мог бы побороться за губернаторское кресло, Анатолий Локоть уже при месте – в апреле он был избран мэром Новосибирска. Другой – Иван Стариков – предпринял усилия, но не набрал необходимого количества голосов муниципальных депутатов. Стариков продемонстрировал, что оппозиционный кандидат вполне способен преодолеть муниципальный фильтр и набрать необходимое число голосов. Но это только в том случае, когда субъект Федерации принимает решение о разумном количественном барьере. В Новосибирской области этот порог оптимален. Из его голосов «вычли» всего несколько – муниципальные депутаты дали добро сразу двум кандидатам, что запрещено законом.

То, что муниципальный фильтр не является препятствием, продемонстрировал Иван Серебряков в Красноярске. За ним стоит мощная партийная структура, обеспечившая себе фракцию в горсовете. Получается, что при планомерной, регулярной политической деятельности любая партия способна обеспечить своему кандидату прохождение муниципального фильтра.

Фильтр, кроме того, отсекает от участия в выборах людей случайных, маргинальных, способствует консолидации элитных групп, формированию прочных альянсов, устойчивых отношений среди различных групп местных элит. Кроме того, это значительно поднимает статус органов местного самоуправления, с которыми теперь придется считаться высшему должностному лицу субъекта Федерации, наделяет низовые органы управления реальной властью.

Таким образом фильтр, на мой взгляд, стимулирует политические партии к систематической работе на территории муниципальных образований, формированию коалиций, что ведет к повышению стабильности и эффективности всей политической системы. К тому же – это наиболее эффективный и действенный способ борьбы с административным ресурсом.

Но любой, кто бы ни одержал победу на выборах 14 сентября, должен понимать – нужно договариваться, идти на компромиссы, вступать в коалиции, учитывать интересы различных групп населения. Именно публичная политика, а не внутриэлитные договоренности привлекают население к участию в управлении территориями, формированию экспертного сообщества, что является залогом устойчивого развития регионов.

А потенциальный губернатор, который боится критики, обнаружения «скелетов в шкафу», в дальнейшем обрекает себя на конфликты и снижение эффективности власти. Ведь «скелеты» после дня голосования назад в шкаф не спрячешь.

И еще. Надо понимать, что предстоящие губернаторские выборы – своеобразный «смотр позиций» накануне муниципальных кампаний. Низкий уровень легитимности, несомненно, отразится на будущих результатах команды избранного губернатора. А допущенные им нарушения демократических процедур резко снизят степень доверия поддерживаемым им кандидатам».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.