Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

Пермяки пересели на фастфуд

Кризис изменил картину пермского общепита

В скором времени в России планируется введение нового ГОСТа, регламентирующего организацию работы точек общепита, включая как фастфуд, так и кафе и рестораны. В то же время данная отрасль потребительского рынка еще не полностью оправилась от удара, нанесенного падением спроса после минувшей осени. Тем не менее представители сферы общепита в регионе оптимистично смотрят в будущее, подчеркивая, что «дно кризиса» лично ими уже пройдено. Об этом – в материале «УралПолит.Ru».

В скором времени в России планируется введение нового ГОСТа, регламентирующего организацию работы точек общепита, включая как фастфуд, так и кафе и рестораны. В то же время данная отрасль потребительского рынка еще не полностью оправилась от удара, нанесенного падением спроса после минувшей осени. Тем не менее представители сферы общепита в регионе оптимистично смотрят в будущее, подчеркивая, что «дно кризиса» лично ими уже пройдено. Об этом – в материале «УралПолит.Ru».

Согласно данным исследовательской компании «Комкон», к концу первого квартала текущего года доля тех, кто полностью отказался от посещения заведений общепита, составила в среднем по России 20 %. Только 30 % россиян готовы сейчас посещать заведения премиум-сегмента сферы общепита. Остальные предпочитают фастфуд, благодаря чему прибыли этих заведений по сравнению с прошлым годом даже выросли.

Эксперты подчеркивают, что тренд на изменение покупательского спроса в сторону бюджетного сегмента сферы общепита подстегивает развитие сетей фастфуда и осторожную маркетинговую политику в сфере ресторанного бизнеса. По словам Ильи Баршевского, президента Западно-Уральской Ассоциации рестораторов и отельеров, падение спроса зимой постепенно нивелируется. «Если сразу после наступления негативных тенденций в экономике люди «замерли», сократив расходы на развлечения, то сейчас можно наблюдать рост посещаемости. Однако возвращаются люди в недорогие заведения. Можно даже сказать, что посещаемость выросла у «недорогих заведений в дорогом сегменте». Это кафе, работающие под раскрученным дорогим брендом, предлагающие более экономное меню. И посетители, привыкшие к определенному бренду, могут сэкономить, не отказываясь от своих пристрастий. Кроме того, многие заведения оптимизировали расходы и снизили цены, что также отмечено покупателями», – сообщил Баршевский.

По словам Юрия Пирожкова, директора по развитию сети ресторанов Rest Union, ситуация в сфере ресторанного бизнеса с начала года изменилась незначительно. «К январю текущего года мы наблюдали падение приблизительно на 30 % по отношению к показателям минувшего года. Однако прошедшие месяцы показали, что это и было то самое «дно». В конце марта ситуация стабилизировалась, а в апреле мы зафиксировали незначительный рост, – отметил он и добавил, что уровень спада сильно зависит от территории присутствия ресторанной сети. – В Москве и Тюмени падение было не столь сильным в сравнении с нашими пермскими ресторанами. В Перми процесс изменения спроса вообще более плавный, и мы не ждем резких скачков». Вадим Юсупов, владелец компании «Норман-Виват» (управляет сетью кафе «Виват-Буфет» и пивных ресторанов «Боб»), в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» отметил, что говорить о каких-либо тенденциях в уровне спроса ресторанных сетей сложно. «Доходы населения, а соответственно, и спрос в наших заведениях сократились, однако в большей мере это можно отнести к территориям нашего региона, – заметил он. – В частности, рестораны «Боб» в Краснокамске и Березниках действительно снизили объемы выручки, однако рестораны, расположенные в Перми, сохранили ее на прежнем уровне».

Действительно, в Березниках и Соликамске сфера общепита испытывает определенные сложности. По информации агентства «Верхнекамье», средняя выручка в одном из кафе этого города упала на 20 %. Владельцы других заведений отмечают более серьезное падение до 40 %.

Однако, приводит «Верхнекамье» мнение рестораторов, в городах вроде Березников и Соликамска рынок общепита развит пока значительно хуже, чем в мегаполисах, где много приезжих, студентов, служащих, пользующихся услугами кафе и закусочных. Культура посещения подобных заведений начала формироваться лишь в последние годы, и устойчивой привычки обедать вне дома у местных жителей пока нет. В сложившейся ситуации предприниматели вынуждены отказываться от своих планов и сворачивать неприбыльные проекты.

Впрочем, эксперты объединяются в том, что перспективы ресторанного бизнеса не столь негативны. Вадим Юсупов заметил, что в сфере общепита в дальнейшем вряд ли будет наблюдаться катастрофичный для заведений уровень падения спроса: «Люди привыкают к образу жизни, который сформировался у них в докризисный период, и сейчас не планируют от него отказываться. Так что в общепите значительных изменений не намечается, если только в мировой экономике не случится что-либо трагически глобальное». Вместе с тем «Норман-Виват» не планирует расширения сети своих кафе в регионе. «Мы заканчиваем проекты, запущенные ранее, и пока не планируем дальнейшего расширения», – подчеркнул он. По словам Юрия Пирожкова, Rest Union не планирует закрытия ресторанов, однако и расширения сети также не будет. Впрочем, некоторые сети не отказались от своих проектов. К примеру, сеть ресторанов «Прикамье» в марте текущего года открыла в Березниках суши-бар.

Стоит также отметить, что некоторые из представителей ресторанного бизнеса обращают внимание на достаточно жесткую административную регламентацию ведения бизнеса в сфере общепита, умноженную на существенное количество бюрократических препонов.

К примеру, нейтральную, но близкую к негативной реакцию вызвала у отраслевых экспертов информация о разработке нового ГОСТа, регламентирующего деятельность заведений общепита. Как сообщает «Московский комсомолец», проект нового регламента обсуждается в данное время и, согласно представленной изданием информации, новый ГОСТ ужесточает требования к заведениям общепита и расширяет права клиентов.

По словам Вадима Юсупова, он пока не знаком с информацией о проекте нового ГОСТа, однако забюрократизированность сферы фуд-бизнеса и так уже слишком высока, чтобы вводить какие-либо ужесточающие требования. «Во всем мире рестораны и кафе – это прерогатива малого бизнеса, преимущественно даже семейного. Однако в России из-за огромного количества административных барьеров общепит развивается в сетевом исполнении, способном более эффективно справляться с чиновниками», – отметил Юсупов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.