Top.Mail.Ru
Экономика
Амурская область
0

Оптовики-перекупщики контролируют цены на рынке овощей Приамурья

Они забирают большую часть прибыли

В Приамурье разгар овощного сезона. Казалось, ценники в магазинах на огурцы, помидоры, морковь, перец должны радовать покупателей. Но глядя на 30-рублевые огурцы и 40-рублевые помидоры восторга не испытываешь. Может быть, производители подняли отпускные цены до небес? Чтобы это выяснить, общественная группа народного контроля партии «Единая Россия» сегодня побывала в двух крестьянско-фермерских хозяйствах Благовещенского района - сообщает «АмурПолит.ру».

В Приамурье разгар овощного сезона. Казалось, ценники в магазинах на огурцы, помидоры, морковь, перец должны радовать покупателей. Но глядя на 30-рублевые огурцы и 40-рублевые помидоры восторга не испытываешь. Может быть, производители подняли отпускные цены до небес? Чтобы это выяснить, общественная группа народного контроля партии «Единая Россия» сегодня побывала в двух крестьянско-фермерских хозяйствах Благовещенского района - сообщает «АмурПолит.ру».

По дороге в магазин морковь дорожает в пять раз

Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Кортет», индивидуальный предприниматель Аркадий Корнеев в Каникургане на 50 гектарах земли выращивает свеклу, морковь, капусту. В год он производит около тысячи тонн овощей. Вырастить такой богатый урожай, считает он, не проблема. Главный вопрос: как его реализовать.

«Я пытался заключить договоры с крупными магазинами, - вспоминает Аркадий Корнеев. - Однако эта ниша давно занята. Два года назад я обращался с предложением в один из супермаркетов Благовещенска. Показывал сертификаты, предлагал продавать недорого. Но они отказались. Сказали, что у них есть фирма, которая поставляет им овощи. Сейчас свою продукцию реализую на консервном заводе. Часть выращенных овощей закупают благовещенские предприниматели».

Сегодня свеклу фермер продает по семь рублей. Дороже реализовать не может. Цена – рыночная. За сколько купят, за столько и продаст. Морковь тоже уходит пока по семь-восемь рублей. Но ее всходы весной были плохими, поэтому, может быть, удастся продать немного дороже. На капусту тоже, он считает, в этом году цена будет низкой. Вряд ли она превысит пять рублей за килограмм. Однако на магазинных ценах это не сказывается. Если зайти туда, то видишь: на свеклу и морковь стоят ценники по 35-40 рублей.

Себестоимость овощной продукции год от года разнится. Зависит это от нескольких факторов, в том числе, от погодных условий. К примеру, в этом году реальная себестоимость свеклы около пяти рублей. А между тем отпускные цены уже много лет стабильные. Может случиться и так, что продавать морковь, свеклу, капусту придется по себестоимости, и даже ниже. Все зависит от урожая. А куда деваться? Не выкидывать же! В итоге для фермера складывается чуть ли не безвыходная ситуация.

Положение могло быть еще хуже, если бы не поддержка областных властей. Министерство сельского хозяйства помогает субсидиями. В последнее время по программе развития АПК фермеры получают средства на удешевление минеральных удобрений. В прошлом году на эти цели выделяли 3 тысячи рублей на гектар. В этом году дали субсидию на удешевление дизельного топлива.

Красивые снаружи, непонятные внутри

Наши фермеры за счастье почитают получить с килограмма моркови даже пару рублей прибыли. Причина банальна. Китайские овощепроизводители, которых сейчас видимо-невидимо, продают свою продукцию еще дешевле. И внимание перекупщиков-посредников, в первую очередь, обращено на них. «В Амурской области  китайские аграрии получают тысячу юаней, - говорит Аркадий Корнеев. – Для многих и такие деньги в радость. Ведь в Китае переизбыток рабочей силы, и проблематично заработать даже столько. А кто у меня станет работать в поле за 5 тысяч? Поэтому у меня себестоимость дороже. Я проигрываю им в конкурентной борьбе. И перекупщики покупают товар не у меня, а у них. А в магазине свекла все равно стоит 40 рублей. Китайцы просто уничтожают местное производство. Своих овощеводов-то у нас в принципе не осталось. Если бы правительство не сократило квоты на иностранную рабочую силу в сельском хозяйстве, китайцы через год вытеснили бы окончательно амурских фермеров. Их уже интересует и картошка, и соя. Сейчас они выращивают в основном овощи: огурцы, помидоры, а также арбузы. Я раньше садил гектар арбузов. Сейчас бросил это дело. Меня просто выжили с рынка. Я оптом продавал арбузы за два-три рубля. В городе они уже были по 9 рублей. За год работы с килограмма я имел три рубля . А перекупщик довез арбуз до города и имеет с кило больше меня в три раза. При этом у него для реализации арбуза занято два человека. Это грузчик и водитель. А у фермера ягоду выращивает десяток человек».

У Аркадия Корнеева вначале работали китайские рабочие. Но потом, как говорит фермер, из патриотических соображений он от них отказался: «Я считаю, бизнес надо развивать на своей рабочей силе. К тому же, хотя китайцы не пьют и работают за копейки, но проблема может свалиться как снег на голову. Ты, предположим, развиваешь свой бизнес, расширяешься, берешь 100, 200 китайских рабочих. А тут – бац, квоту не дали. Банкротом станешь в два счета. Где я сразу найду 200 русских сельхозрабочих?»

Скептически амурский фермер относится и к качеству овощей, выращенных гражданами сопредельного государства: «Овощи они моют, шлифуют и чем-то обрабатывают. Они потом лежат в таком свежем виде в магазинах неделями. На уличных прилавках находятся под палящими лучами солнца – тоже никаких видимых изменений внешнего вида. Наш же огурец или помидор при таких условиях почернеет в два счета. Или скажем, против гусениц я использую отечественные препараты. Они разрешены к применению, внесены в реестр и имеют сертификаты. Дозировки мы соблюдаем. Китайцы же привезли пузырек в кармане, опрыскали им капусту – там нет ни одной дырочки. А что это за препарат, вредный для людей или нет? Никто не знает. Когда я сдаю на анализ свою продукцию, то говорю, какой препарат использовал. А если препарат не прошел санитарный контроль, никто не может определить, что это за штука. Химической формулы китайских ядохимикатов никто не знает. Они их не декларируют. Да, красивый овощ без изъянов лежит в магазине. Но вот насчет его качества – вопрос».    

Амурские помидоры уходят в Якутию

У усть-ивановского индивидуального предпринимателя Александра Куксенко проблемы схожи с теми, с которыми сталкивается глава «Кортета». На 3,5 гектарах закрытого грунта выращивает огурцы, перец, помидоры. Также производит картофель. За сезон снимает около 800-900 тонн урожая. Но затраты он несет весь год. Готовится к посадке овощей, выращивает их, платят зарплату рабочим. Одних налогов отчисляет 100 тысяч рублей в месяц.

«Я большие деньги вложил и хочу получить прибыль. Но не получается, - вздыхает фермер. - Из-за конкуренции овощи стоят копейки. Сегодня огурцы я могу продать по пять рублей, помидоры – по 10, перец – 30, максимум 35 рублей. Такие цены нерентабельные. К тому же мы не можем реализовать всю выращенную продукцию даже за ту цену, что предлагают посредники. Хорошо, что удается еще две-три машины в день отправлять в Якутию. Из-за перенасыщенности амурского рынка 90% своей продукции я реализую за пределами области».

Вклиниться в цепочку производитель-магазин для него тоже оказалось невозможным. Между этими звеньями стоит посредник и никого не пускает. Сливки снимать он предпочитает в одиночку. «Мы уже месяц продаем огурцы по 5 рублей, а в магазинах они стоят 25-30. Помидоры мы продаем по 10, магазины – по 35-40 рублей. Это нормально?» - вопрошает фермер.

По его словам, в этом году огурцы принесут только убыток. Почему же он не бросит свой бизнес? «Я начинал 10 лет назад. Вложил сюда немало денег, труда и создал хорошее хозяйство. Просто так его не бросишь, - объяснил Александр Куксенко. - Не один миллион я потратил, чтобы сделать то, что сейчас есть. 10 лет назад все начиналось нормально. Мы зарабатывали хорошо. На вырученные деньги за два года построил 44 теплицы. Мы постоянно расширялись. А сейчас я не вижу перспективы. Продолжать или нет этот бизнес? Я в сомнениях. В прошлом году была похожая ситуация, но небольшую прибыль получить удалось. А общая тенденция – с каждым годом становится все хуже и хуже».

Фермерам нужно работать с магазинами напрямую

Несмотря на все трудности, амурские фермеры продолжают свою работу. Но сегодня, похоже, они зашли в тупик. Амурским сельхозпроизводителям уже не до развития своего производства. Им бы удержаться на плаву. Похоже, пришло время ломать сложившуюся схему реализации сельскохозяйственной продукции, в которой львиную долю куска пирога забирает себе посредник.

Посчитаем, к примеру, сколько с килограмма свеклы имеет оптовик. Он покупает у фермера килограмм за семь рублей. В магазине она идет по 40 рублей. Торговая наценка не превышает 25%. Значит, магазины принимают по 32 рубля. Вся разница остается у оптовика. А это 25 рублей с кило. Неплохо устроились ребята!

«Рынок сельхозпродукции сегодня контролируют оптовики, - считает депутат городской думы Благовещенска Александр Сакания. - Каким-либо административным ресурсом эту ситуацию не переломить. Сегодня стоит задача отмониторить цены в магазинах. И такая работа уже началась. Затем надо посадить за стол переговоров фермеров и владельцев крупных сетей магазинов и решить, как жить дальше. Нам надо, чтобы были заняты люди, наши сельчане. Чтобы они получали зарплату, а фермеры имели возможность продать свой товар. Магазины же должны приобретать овощи по более низкой цене, чем сейчас. Говорить, что это будет неинтересно супермаркетам, нельзя. Наша задача выяснить, насколько им интересно работать с фермерами напрямую, либо насколько интересно перекупщикам умерить свои аппетиты, чтобы наше сельское хозяйство задышало».

 

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.