Top.Mail.Ru
Экономика
Томская область
0

Томского губернатора обдало холодом Северо-Сибирской магистрали

Сибирские регионы не рвутся поддержать инициативу Виктора Кресса о возобновлении проекта строительства железной дороги Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск

Губернатор Томской области Виктор Кресс неожиданно предложил вернуться к проекту строительства Северо-Сибирской железной дороги длиной 2 тыс. км, которая параллельно Транссибу соединила бы территории Ханты-Мансийского автономного округа, северных районов Томской области и Красноярского края и Иркутской области с выходом на Байкало-Амурскую магистраль. Однако соседи холодно отнеслись к инициативе, иркутские власти считают более актуальным строительство второй линии БАМ. В «Российских железных дорогах» не знают о переговорах по возобновлению проекта стоимостью 6-10 млрд долларов, а в одном из крупнейших проектных транспортных институтов новосибирском «Сибгипротрансе» вообще поставили под сомнение необходимость строительства СевСиба. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Губернатор Томской области Виктор Кресс неожиданно предложил вернуться к проекту строительства Северо-Сибирской железной дороги длиной 2 тыс. км, которая параллельно Транссибу соединила бы территории Ханты-Мансийского автономного округа, северных районов Томской области и Красноярского края и Иркутской области с выходом на Байкало-Амурскую магистраль. Однако соседи холодно отнеслись к инициативе, иркутские власти считают более актуальным строительство второй линии БАМ. В «Российских железных дорогах» не знают о переговорах по возобновлению проекта стоимостью 6-10 млрд долларов, а в одном из крупнейших проектных транспортных институтов новосибирском «Сибгипротрансе» вообще поставили под сомнение необходимость строительства СевСиба. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Если мы не будем говорить о необходимости строительства магистрали, то никто не будет говорить об этом проекте, – заявил Виктор Кресс в интервью ИА «Пресс-лайн» 24 сентября во время визита в Томск губернатора Красноярского края Льва Кузнецова. – Я хотел бы этот проект обсудить на Красноярском экономическом форуме в феврале 2011 года, где намерен в очередной раз выступить с докладом по данному вопросу. Уверен, что сибирские регионы будут развиваться более эффективно, если начнется строительство железной дороги, так как она пройдет по тем территориям, где сосредоточена наибольшая концентрация полезных ископаемых».

Губернатор Томской области напомнил, что СевСиб был включен в стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, подготовленную Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Согласно документам Росжелдора реализация масштабного проекта начнется после 2016 года.

Во вторник, 28 сентября, пресс-секретарь главы региона Андрей Остров был более сдержан, однако не без пафоса подчеркнул в беседе с «ФедералПресс», что Северо-Сибирская магистраль необходима, «если Россия хочет удержать восточные регионы». Андрей Остров сообщил, что реализация проекта позволит развивать и добычу нефти на правом берегу Оби в Томской области, и проекты Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Однако пресс-секретарь томского губернатора отметил, что речь не идет о немедленном возобновлении проекта СевСиба, который является «долгоиграющим».

С инициативой строительства Северо-Сибирской магистрали томские власти выступили еще в августе 2007 года. Так, председатель комитета обладминистрации по транспорту и дорожному комплексу Вячеслав Андрюшин заявлял, что дорога длиной 2 тыс. км позволит разгрузить Транссиб, сохранив там только пассажирские и скоростные контейнерные перевозки. Дорога должна была соединить Нижневартовск в ХМАО, пройти по северным и центральным районам Томской области до Белого Яра, затем до Лесосибирска в Красноярском крае и, наконец, через Нижнее Приангарье выйти к Усть-Илимску в Иркутской области, сомкнувшись с БАМом.

В конце 2007 года предполагалось, что магистраль построят в 2010-2015 годах, стоимость 1 км железной дороги оценивалась в 3-5 млн долларов, а весь проект – в 6-10 млрд долларов. Согласно прогнозам Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, к 2025 году по СевСибу на запад должно было перевозиться 40 млн тонн грузов в год, а на восток – до 30 млн тонн. По другим данным, пассажиропоток должен был составить около 7 млн человек, объем внутрирегиональных грузоперевозок – 60 млн тонн, транзитных – 30 млн тонн.

В конце 2007 и начале 2008 года регионы соревновались, кто первый застолбит лидерство в проекте. Президент РЖД Владимир Якунин в феврале 2008 года обещал начать проектирование до конца года. Руководитель Росжелдора Геннадий Петраков оптимистично высказывался о перспективах СевСиба еще в середине сентября 2008 года, на заре кризиса. Однако с кризисом проект был заморожен и о нем долго никто не вспоминал.

Судя по всему, другие регионы готовы и дальше не вспоминать о существовании СевСиба. Пресс-секретарь губернатора Красноярского края Игорь Астапов опроверг информацию об обсуждениях перспектив проекта во время визита Льва Кузнецова в Томск. По словам Игоря Астапова, вопрос строительства СевСиба в ходе визита не поднимался. «По крайней мере, у меня таких сведений нет», – заявил «ФедералПресс» пресс-секретарь красноярского губернатора.

Иркутские власти также весьма холодно отнеслись к перспективам обсуждения СевСиба, назвав более приоритетным проектом строительство второй линии БАМа, для которой уже существуют площадки. «Руководство Томской области регулярно выступает на различных экономических форумах с идеей возобновления работ над проектом строительства Северного сибирского железнодорожного пути, – несколько иронично заявил «ФедералПресс» министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петр Воронин. – Для Томской области это очень важный стратегический вопрос, поскольку у них нет ни какой железной дороги».

Петр Воронин сообщил, что изначально проект БАМа предусматривал два пути, однако к настоящему времени существует только один. При этом все необходимые площадки и насыпи уже готовы, необходимо уложить сами железнодорожные пути и обеспечить их инфраструктурой, в частности электрическими мощностями. Иркутский министр констатировал, что это позволит увеличить пропускную способность Байкало-Амурской магистрали с 12,6 млн до 30 млн тонн в год.

Железнодорожники не слышали о предложении вернуться к строительства СевСиба и об идущих совещаниях по возобновлению проекта. «Наши инвестпрограммы не безграничны, но компания вполне готова к переговорам при условии, если томские власти и другие регионы представят инвесторов, готовых профинансировать строительство СевСиба хотя бы на паритетных началах с нами, – заявил «ФедералПресс» начальник пресс-службы «РЖД» Дмитрий Перцев. – Но вообще такие переговоры сначала происходят на региональном уровне, в частности с нашими подразделениями». Начальник отдела по работе со СМИ Западно-Сибирской железной дороги Ольга Павлова также не знает о возможных переговорах по строительству СевСиба. Она предложила «ФедералПресс» выслать письменный запрос для более подробного ответа.

Определенный итог подвел заместитель генерального директора «Сибгипротранса» по производству Борис Ганжа, который выразил сомнения в возможности загрузить СевСиб, поскольку к настоящему времени не до конца загружен даже Транссиб. Как сообщил «ФедералПресс» Борис Ганжа, необходимо учитывать существование не только среднесибирского, но и южносибирского хода Транссиба, который через Кузбасс и Алтай выходит в Омскую область. «Ситуация, как с БАМом, который построили из политических соображений, но так и не смогли загрузить», – заявил замгендиректора «Сибгипротранса».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.