Увеличение рождаемости, стимулированное федеральными властями, обернулось неготовностью дошкольных образовательных учреждений принять возросший поток детей. Проблема очередей – актуальна практически для всех муниципалитетов страны. Но одни успешно преодолевают проблему, а другие лишь собираются использовать их уникальный опыт. О предпосылках сложившегося кризиса очередей, стандартных и оригинальных методах борьбы с ним – в специальном обзоре РИА «ФедералПресс» и экспертного канала «УралПолит.Ru».
Увеличение рождаемости, стимулированное федеральными властями, обернулось неготовностью дошкольных образовательных учреждений принять возросший поток детей. Проблема очередей – актуальна практически для всех муниципалитетов страны. Но одни успешно преодолевают проблему, а другие лишь собираются использовать их уникальный опыт. О предпосылках сложившегося кризиса очередей, стандартных и оригинальных методах борьбы с ним – в специальном обзоре РИА «ФедералПресс» и экспертного канала «УралПолит.Ru».
В приведенной ниже таблице города ранжированы по увеличению доли очередников в детсады на 1000 человек населения. Наиболее динамичной величиной среди приведенных является, конечно, очередь в детские сады, которая может радикально меняться год от года. Доля очередников (правая колонка) – демонстрирует насколько остро стоит проблема в ряде крупных городов. Среди приведенных – в тройке лидеров Санкт-Петербург, Москва и Пермь.
Насколько остро стоит проблема детсадовских очередей в ряде крупных городов:
Город
Население (млн. человек) на 2009 год
Очередь (чел)
в детсады
Кол-во детских садов
Кол-во очередников на 1 тыс. населения
Санкт-Петербург
4,6
3000
1018
0,7
Москва
10,5
15000
1890
1,4
Пермь
1
4900
245
4,9
Хабаровск
0,6
3000
144
5
Омск
1,2
8000
182
6,7
Челябинск
1
8000
295
8
Новосибирск
1,4
12000
240
8,6
Красноярск
0,9
9200
215
10,2
Тюмень
0,6
7000
147
11,7
Казань
1,1
13000
287
11,8
Нижний Новгород
1,3
16000
314
12,3
Тольятти
0,7
11000
88
15,7
Уфа
1
17000
194
17
Екатеринбург
1,3
25000
310
19,2
Самара
1,1
30000
210
27,2
Иркутск
0,6
18500
111
30,8
Томск
0,5
16000
88
32
Владивосток
0,6
20000
130
33,3
Очередные предпосылки
В России увеличивается рождаемость. По данным Росстата, в 2001 году детей возрастом до 4 лет насчитывалось 6,37 млн., в 2006 уже 7,04 млн., а в 2007 – 7,22 млн. Целенаправленные меры по улучшению демографии начали приносить свои плоды.
Наиболее известной и популярной является так называемый «материнский капитал» – постоянно увеличиваемая сумма, выплачиваемая государством за рожденных детей на условиях целевого расходования (в данный момент уже превышает 300 тыс. рублей). Вторая мера – доплата за содержание детей в дошкольных учреждениях (20% от суммы на первого ребенка, 50% – на второго и 70% на третьего и остальных).
Позитивная ситуация достаточно сильно омрачена острой нехваткой мест в детских садах практически по всей стране. Спрос со стороны родителей повысился как раз благодаря поддержке государства и увеличевшемуся количеству малышей. Однако инфраструктура дошкольного образования в подавляющем большинстве городов оказалась не готова к наплыву: образовались очереди и переполненные группы.
Ситуация во многих городах сложилась похожа. В момент демографического спада в 90-х годах детские сады опустели, свободные площади отдавались в аренду коммерческим структурам и даже перепрофилировались. В «нулевых» детских садов стало резко не хватать, по всей стране увеличилось количество очередников, в крупных городах отчаявшиеся родители даже стали организовывать акции протеста, привлекая внимание к проблеме. Дефицит в крупных городах зачастую достигает 10-15 тысяч мест, что не только увеличивает социальную напряженность, но и приводит к вполне ожидаемым коррупционным проявлениям, действующим по простому рыночному механизму – если чего-либо мало, чем необходимо, то стоит оно дороже.
Кризисные явления в экономике ее лишь обострили – повальные секвестры бюджетов привели к сокращению многих радужных планов. Строить детские сады – дело достаточно дорогое, плюс за «тучные» годы вся мало-мальски приличная городская земля оказалась занята. Активному строительству также мешает распространенный прогноз о грядущем демографическом провале, из-за которого дошкольные учреждения снова опустеют, оставшись обузой для муниципальных бюджетов.
«Общаясь с Челябинском, с Тюменью и с Пермью я считаю, что это продвинутые города, в которых чиновники борются с очередями в детские сады, находят различные варианты ее сокращения. Например, в Тюмени, в ХМАО, в Перми выплачиваются компенсации родителям тех детей, которые не ходят в детские сады. Первопроходцем здесь была Пермь», – сообщила «ФедералПресс» руководитель оргкомитета регионального общественного движения «Класс Родителей» Ирина Щитова (Екатеринбург).
Стандартный набор инструментов
Но проблема не остается без внимания. Зачастую ее решают в «ручном» режиме, когда планы корректируются на ходу, и используется схожий инструментарий.
Наиболее распространенная ситуация – возврат прежних дошкольных площадей (изъятых в 90-х) из коммерческого оборота. Но, часто, за давностью решений, мера юридическая сложная и затратная, к тому же поднимающая (например, как в Екатеринбурге) всевозможные скандалы о некорректной приватизации.
Другая популярная и активно освещаемая тема – строительство новых площадей, которое проводится практически везде, но в недостаточных масштабах. В городах с тысячными очередями два-три новых садика в год все же не панацея. Плюс ко всему играют роль финансовые затраты – на само строительство и стоимость земельного участка, который по сути выводится из коммерческого оборота.
Третий способ – вовлечение и поддержка частного капитала в области дошкольного образования. Бизнес на детских садах сейчас пребывает в достаточно диком состоянии – не упорядочена нормативно-правовая база, отсутствует саморегуляция. Более гибкая разновидность поддержки частного бизнеса здесь – развитие мини-садиков в специально переоборудованных квартирах обычно на первых этажах жилых зданий. В настоящее время достаточно высокая стоимость частного детсадовского сектора делает услугу менее доступной для малообеспеченных слоев населения.
В некоторых населенных пунктах активно используется практика перевода «ведомственных» детсадов в разряд муниципальных, поскольку предприятия-опекуны постепенно избавляются от «непрофильных активов». Мера также не носит революционного характера, но позволяет более целенаправленно сосредотачивать контроль ситуации в руках органов местного самоуправления.
Промежуточными, более комплексными способами сокращения очередей можно считать всевозможные региональные и городские программы, решающие, в первую очередь, вопросы софинансирования и распределения ответственности, но использующие перечисленный «стандартный» инструментарий.
По словам Ирины Щитовой в Екатеринбурге, например, дела обстоят хуже, чем в соседних городах: «У нас говорят, что группы кратковременного пребывания не прижились в Екатеринбурге. А в каких садиках эти группы есть? Когда стала узнавать, где находятся эти группы, номера садиков, адреса, позвонила в один район, и мне начальник отдела образования района сказала, что ей надо подумать, сходу даже сказать не могла. А оказался всего один детский сад, где группы кратковременного пребывания. Она говорит, что если будут желающие, то еще откроем.
А ведь для того, чтобы были желающие – надо оповещать родителей. То есть родители-то вообще ничего не знают. Также и происходит с комплектованием, прозрачности нет. Если в Перми запущен даже дошкольный портал, где любая мамочка, не несется с роддома, а дома на компьютере, качая малыша, вносит его данные рождения и автоматически попадает в очередь. У нас же, наоборот, чем раньше встанешь на учет, тем лучше. Дата рождения играет второстепенную роль. Программу по данной очереди детей просим у Управления образования второй год, говорят, все составляется, как долго еще будет – одному Управлению образования известно.
Куда ни ткнись, везде все умалчивается, скрывается, поэтому так и происходит. К тому же и у общества правовая безграмотность, прав своих не знаем. А в других регионах по-другому. Например, в Челябинске родители участвуют в образовательном процессе, не выйдет ни один документ, без согласования родительской общественности», – рассказывает Ирина Щитова.
Ноу-хау авангарда
Описанные выше проблемы хорошо известны и не раз поднимались. Специфика проблем от региона к региона, от города к городу – разная, но фундамент у проблем – общий. По факту – муниципальные и региональные власти стоят в авангарде антикризисного управления ситуацией, нередко проявляя изобретательность и оригинальность в решении проблем с очередями. Новаторские и экспериментальные ноу-хау внедряются параллельно с традиционными мерами. Вполне нормальной практикой считается заимствование опыта у коллег из других городов, поэтому одна и та же идея в разных модификациях может адаптироваться по разным городам и регионам.
Семейные детские сады считают выходом из ситуации в Москве, Перми, Владивостоке, Кузбассе и Краснодарском крае. Воспитателем небольшой группы из 5-8 детей выступает одна из молодых мам, следящая за детьми в специально оборудованной квартире. Семейный мини-садик обычно «прикрепляется» к обычному, откуда следят за соблюдением норм и стандартов, присылают преподавателей. Мамы, становящиеся воспитателями после отбора, получают зарплаты и компенсации из бюджета. В одном только Кузбассе, где методика уже функционирует, действуют до 800 таких садов. В Томске, где очередь составляет 16 тыс. человек, собираются проводить эксперимент как раз с опорой на пример соседнего региона. Общей проблемой данной меры считается отсутствие единой нормативно-правовой базы.
В других городах занимают для детских садов опустевшие площади других социальных учреждений. Способ достаточно гибкий, но имеющий вполне обозримые резервы для каждого муниципалитета. В Челябинске, например, три группы дошкольников «подселили» в Дом пионеров им. Н.К. Крупской, благо там имеются и свободные площади, и опыт работы с маленькими детьми. В Омске и Томске, например, для дошкольников используют временно освободившиеся площади начальной школы.
Экстравагантный способ используют в Тюменской области. Здесь увеличивают эффективность использования свободных площадей за счет специальной компактной мебели, использование которой позволит создать более 110 дополнительных мест. Цена вопроса – 170 млн. рублей.
Автоматизация процесса распределения, которая используется, например, в Перми и Тольятти, позволяет сделать процесс пребывания в очереди прозрачным для всех соискателей, а также значительно снизить человеческий и, соответственно, коррупционный фактор.
Еще одно ноу-хау – муниципальный заказ. Обкатывается мера в Хабаровске и Перми. Городские власти заключают с частными и ведомственными дошкольными учреждениями договор, после чего для распределения детей учитываются новые площадки, формально не подчиняющиеся муниципалитетам.
Пример для подражания
Последним достаточно оригинальным, эффективным и в то же время простым методом борьбы с очередями успешно и активно пользуются в Пермском крае и самой Перми. Родителям, которые отзывают свою заявку из очереди, выплачивается достаточно весомая ежемесячная компенсация из краевого бюджета. Размер ее определяется в самом муниципалитете и составляет от 2000 рублей в небольших населенных пунктах до 5000 тысяч, как в Перми. Полученные деньги семья может потратить на частного воспитателя или няню.
Благодаря комплексу мер, среди которых, конечно, представлены многие из вышеперечисленных, в самом краевом центре очередей в детские сады нет. Однако тут есть некоторый негативный момент: в сельской местности охотно соглашаются на компенсацию, которая в неблагополучных семьях может элементарно пропиваться. Контрмерой служит механизм по обязательному привлечению детей из таких семей в детские сады, где за счет оттока имеются свободные места.
Вообще Пермь – чуть ли не самый активный город в плане дошкольного образования, о чем свидетельствую описанное выше ноу-хау и хорошие статистические данные. Столица Прикамья в марте стала площадкой для научно-практической конференции по дошкольному образованию, которая не проводилась уже много лет и собрала более 400 участников из 18 регионов. Тогда опыт Перми был положительно отмечен коллегами из Казани, Уфы, Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Новгорода и другие.
Помимо уже указанных мер по автоматизации и информатизации контроля за дошкольным образованием, ежемесячных выплат город может гордиться целым комплексом мер. Здесь и перевод детсадов в статус автономных учреждений (что повышает их самостоятельность и ответственность в принятии решений), первый в России опыт по передачи муниципальной недвижимости в долгосрочное концессионное управление (естественно, для размещения детсадов). Пермские власти также стали первыми в стране, кто начал работать с частными дошкольными учреждениями по заказу, то есть, по сути, арендовать площадки для размещения общих «очередников». Поэтому неудивительно, что многогранный и комплексный опыт Перми берут на вооружение другие муниципалитеты, не столь успешные в борьбе с очередями.