Шестидневная голодовка в нижегородском ТЮЗе прекращена, и теперь, по сведениям от разных сторон конфликта внутри театра, в нем будут работать две творчески автономных труппы – под руководством главного режиссера Владимира Золотаря и под руководством заместителя директора по художественно-постановочной части Виктора Симакина, против назначения которого протестовали голодавшие. В первой, скорее всего, будет 25 актеров, во второй – 10. На официальном сайте Союза театральных деятелей РФ появилось сообщение руководителя творческого отдела Дмитрия Мозгового, побывавшего в Нижнем Новгороде в составе комиссии: «…Мы выслушали всех. Конечно, у каждого своя правда. Но наша цель не доказать, кто прав, кто виноват, а найти выход из создавшейся ситуации.
Шестидневная голодовка в нижегородском ТЮЗе прекращена, и теперь, по сведениям от разных сторон конфликта внутри театра, в нем будут работать две творчески автономных труппы – под руководством главного режиссера Владимира Золотаря и под руководством заместителя директора по художественно-постановочной части Виктора Симакина, против назначения которого протестовали голодавшие. В первой, скорее всего, будет 25 актеров, во второй – 10. На официальном сайте Союза театральных деятелей РФ появилось сообщение руководителя творческого отдела Дмитрия Мозгового, побывавшего в Нижнем Новгороде в составе комиссии: «…Мы выслушали всех. Конечно, у каждого своя правда. Но наша цель не доказать, кто прав, кто виноват, а найти выход из создавшейся ситуации. Спасать надо театр. Сейчас члены комиссии работают над рекомендациями, все выводы будут опубликованы на нашем сайте». И обращение к СМИ: «СТД РФ не предлагал Нижегородскому ТЮЗу «расколоть» театр. Не делайте поспешных выводов из случайно оброненных реплик».
Подвести промежуточные итоги разрешения конфликта, вышедшего далеко за рамки внутритеатрального, «ФедералПресс» попросил экспертов из Нижнего и «ближнего зарубежья», не склонных к поспешным выводам.
Нижегородский театральный критик, постоянный автор театрального журнала СТД РФ «Страстной бульвар, 10» Елена Чернова: «Решение, которое принято «по ситуации», считаю половинчатым. Более того, оно неминуемо спровоцирует дальнейшие осложнения. Как Виктор Симакин собирается работать в театре, когда две трети творческого состава активно против него? Я ему этот вопрос задавала. Он в ответ демонстрировал эмоции: «А вы знаете, что письмо губернатору подписал еще и сантехник?!». Но письмо-то открытое, и все, кому интересно, могут увидеть в интернете, что, кроме 25 актеров, его подписали костюмеры, осветители, бутафоры, техник-радист, реквизиторы, зав. постановочным цехом, администратор и главный администратор, зав. труппой, менеджер по связям с общественностью, заведующие музыкальным и осветительным цехами. Это далеко не «небольшая часть», как пытались представить сверху.
Официальные лица говорят, что оснований для протестной акции у актеров не было и нет: зарплаты и надбавки выплачиваются вовремя и т. д. Но экономических требований никто и не выдвигал. В такой ситуации тем более нужно было вникнуть в суть протеста: раз люди пошли на такой шаг не из-за зарплаты, а по идейным, творческим соображениям, значит, у них были очень веские причины. Какая у Симакина художественная программа? «Возвращения театра детям», как говорят чиновники? Но названные ими Островский, Горький и Чехов – это далеко не детский репертуар. В планах же у Золотаря именно детские спектакли – «Щелкунчик», «Алиса в стране чудес». И сегодня в репертуаре ТЮЗа 11 детских спектаклей, а не два, как было озвучено.
Как будут делиться между двумя труппами постановочные деньги, силы и время работников технических цехов? Это вопросы, на которые ответов нет. Я думаю, что областной департамент культуры и местное отделение СТД могли бы предоставить организационную, финансовую поддержку и площадку Дома актера Симакину и той части труппы, которая хочет работать с ним. Тем самым они сняли бы напряжение и стяжали славу миротворцев и мудрых руководителей. Это сделать не поздно. Зачем подставлять 64-летнего Симакина под удар, обрекать на трудные отношения с цехами? Разделения вообще плохо заканчиваются – это позиционная война, новые конфликты и, не дай Бог, инфаркты».
«Мы в Самаре подобное проходили, – вспомнила театральный критик, лауреат премии «Самарская театральная муза» Ольга Идельсон. – Правда, не в таком жестком режиме: до голодовки не дошло. Но в нашем академическом театре драмы тоже образовалось некое автономное ядро – вроде как самостоятельный театр. Ну и что? Их никто не знает, о них ничего нигде не слышно. Творчество – единственный показатель. Если у Виктора Симакина нет собственной внятной художественной программы, его несостоятельность обнаружится очень скоро. Особенно в сравнении с результатами работы динамичной и перспективной части труппы, которая настроена работать с Золотарем. В ней вместе с молодыми еще и местные звезды – народные и заслуженные артисты, которые на пике творческой формы. Так что надо успокоиться и начинать репетировать. А бессильное само отомрет».
Нижегородский драматург и тележурналист Нина Прибутковская считает, что принято мудрое на данный момент решение, вполне в традициях русского театра. Другого способа затушить конфликт и вывести людей из голодовки, наверное, не было. Что будет дальше и не разгорится ли снова, покажет время: каждый день приносит новые реалии. Но Прибутковская очень надеется на СТД и возглавившего его комиссию Евгения Стеблова, пообещавшего присматривать за нижегородским ТЮЗом.
«Творческая война – тяжелая вещь, и победителей в ней не бывает, – сказала Прибутковская. – Теперь всем надо постараться зарядиться позитивом, быть добрее и умнее во взаимоотношениях». Последнее, считает она, в полной мере относится и к руководству областного департамента культуры, чья странная кадровая политика, и на это обратил внимание Стеблов, легла в основу конфликта: «Я не понимаю, почему директором ТЮЗа был назначен далекий от театра менеджер, почему плюс к главному режиссеру сюда назначили еще и художественного руководителя. Теперь даже в судах стараются уладить дела посредством мировых соглашений, а должностные лица от культуры довели актеров до голодовки».
Литератор, член Союза писателей России из Сарова Елена Кашева (Трусова) развила тему на «местном материале»: «Мне совершенно непонятна позиция московской комиссии. Г-н Стеблов сказал, что он, как православный человек, вообще против таких методов, как голодовка. Но сегодня, думаю, следовало говорить не об этом. У нас в Саровском театре драмы так же «сверху» были назначены директор и зам – из бывших школьных завучей. Почему-то сочли, что это хорошие менеджеры для театра. Новые управленцы начали с того, что выразили недоумение: почему актеров нет в течение рабочего дня на рабочем месте? Начали выходить нелепые приказы и распоряжения. Актеры недоумевали в свою очередь: вот у нас записано – приходить за 15 минут до репетиции или спектакля. Так и длится конфликт между людьми, говорящими на разных языках. Шестеро молодых перспективных актеров, которых с трудом нашли, покинули театр, а директор Нижегородского театрального училища Татьяна Цыганкова заявила, что сделает все для того, чтобы ее выпускники в Саров не попадали – при таком руководстве и отношении к актерам. На первый взгляд, ситуация другая, но по сути те же проблемы: введенная сверху жесткая вертикаль, «усиление» театра людьми, которые не имеют о нем представления, возмутительно пренебрежительное отношение к актерам.
А актеры ТЮЗа молодцы! Все-таки они отстояли свое право не работать с человеком, которому не верят. Но им будет трудно».