Несколько православных общественных деятелей выразили свое недоумение публичным выступлением уполномоченного по правам человека Томской области Нелли Кречетовой. Выступая в радиоэфире, омбудсмен предложила прокурору областного центра отозвать иск о признании экстремистской книги «Бхагавад-Гита как она есть», а сам факт начавшегося в августе судебного процесса по этому поводу назвала «позором для местного экспертного сообщества». Особенно отличился известный борец с кришнаитами, руководитель миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максим Степаненко, который обвинил уполномоченную в «некомпетентности в вопросах религии», предложив ей подать в отставку. Как это повлияет на судебный процесс, который объявил перерыв для проведения новой экспертизы, пока не понятно. Однако, томские кришнаиты, которым не удалось создать в регионе религиозное поселение для адептов из соседних регионов Сибири, считают, что все идет к тому, чтобы запретить в стране деятельность «Общества сознания Кришны». Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Несколько православных общественных деятелей выразили свое недоумение публичным выступлением уполномоченного по правам человека Томской области Нелли Кречетовой. Выступая в радиоэфире, омбудсмен предложила прокурору областного центра отозвать иск о признании экстремистской книги «Бхагавад-Гита как она есть», а сам факт начавшегося в августе судебного процесса по этому поводу назвала «позором для местного экспертного сообщества». Особенно отличился известный борец с кришнаитами, руководитель миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максим Степаненко, который обвинил уполномоченную в «некомпетентности в вопросах религии», предложив ей подать в отставку. Как это повлияет на судебный процесс, где объявлен перерыв для проведения новой экспертизы, пока непонятно. Однако, томские кришнаиты, которым не удалось создать в регионе религиозное поселение для адептов из соседних регионов Сибири, считают, что все идет к тому, чтобы запретить в стране деятельность «Общества сознания Кришны». Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
«Совершенно идиотским выглядит это заявление Максима Степаненко о том, что я оскорбляю православных, - заявила «ФедералПресс» вчера, 20 октября, уполномоченный по правам человека Томской области Нелли Кречетова. – С какой стати-то я их оскорбляю? В лице кришнаитов я хочу защитить представителей и других религий».
Впрочем, выступая 30 сентября в эфире радио «Эхо Москвы», омбудсмен сразу отметила, что ее волнует рассматриваемое в суде Томска дело о признании экстремистской книги «Бхагавад-Гита как она есть». Осудив этот факт, Нелли Кречетова отметила, что считает абсурдной такую постановку вопроса. «Эту книгу считают священной почти миллиард человек по всему миру, - отметила омбудсмен. - А в России книга свободно распространяется 20 лет». То обстоятельство, что в суде пытаются признать экстремистским не весь текст, а только комментарии к нему, уполномоченный считает несостоятельным, полагая, что они являются неотъемлемой частью книги.
Книга «Бхагавад-Гита как она есть», которая является главной книгой кришнаитов, действительно появилась в России в конце восьмидесятых годов XX века. Она представляет собой перевод с санскрита сакрального текста индуизма «Бхагавад-Гита», который сопровождает комментарий к нему. Время написания текста книги точно не установлено (некоторые исследователи относят текст к IX-II веку до нашей эры), однако точно известно, что «Бхагавад-Гиту как она есть» написал в 60-х годах основатель вайшнавской религиозной организации «Международное общество сознания Кришны» Абхай Чаран Де, более известный как Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Отметив, что каких-либо установленных случаев проявления экстремизма в связи с распространением книги не было, Нелли Кречетова заявила, что возможный запрет книги нарушит конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания, поскольку общество «Сознания Кришны» является официально зарегистрированной организацией. Однако особенно беспокоило омбудсмена то, что книга «Бхагавад-гита как она есть» была признана экстремистской преподавателями философского и филологического факультетов Томского университета. «Уж либо мы инновационные и толерантные, либо мы пионеры в запрете книг», - в сердцах заметила Нелли Кречетова.
Начавшийся 12 августа судебный процесс о признании книги экстремистской был инициирован прокурором областного центра на основании экспертного заключения, которое было подготовлено профессорами и доцентами ТГУ. Однако суд был приостановлен 30 августа, а проведение новой психолого-религиоведческо-лингвистической экспертизы было поручено Кемеровскому госуниверситету.
Под конец своего выступления Нелли Кречетова назвала «варварским» снос построенных кришнаитами домов в деревне Кандинка. Там три года назад разгорелся нешуточный конфликт, после того, как выяснилось, что под видом некоммерческого партнерства была предпринята попытка создать религиозное поселение, где могли бы проживать не только кришнаиты, но и последователи необуддийского учения Оле Нидала из соседних регионов Сибири. В 2010 году суд постановил снести построенные дома в районе деревни Кандинка, а на этой территории был создан природоохранный заказник.
Реакция на публичное выступление томского омбудсмена последовала две недели спустя. Как только радио «Эхо Москвы» выложило в Интернет программу с выступлением Нелли Кречетовой, на нее обрушилась критика со стороны православных активистов. Одним из первых по поводу заявлений уполномоченного высказался председатель юридического комитета Российской ассоциации центров исследования религий и сект Александр Корелов, который, напомнив, что Архиерейский собор РПЦ еще 1994 году назвал кришнаитов сектантами, предложил поддерживающих их омбудсмену подать в отставку.
Но главный выпад был нанесен руководителем миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максимом Степаненко, который на протяжении трех последних лет известен как главный борец с кришнаитами. Выдав целую серию текстов публичного эпистолярного жанра, он предложил Нелли Кречетовой дезавуировать прозвучавшие в радиопрограмме заявления.
Во-первых, по мнению Максима Степаненко, двадцатилетний срок распространения книги в стране не может служить оправданием. «Что поделаешь? - задается вопросом Максим Степаненко, приводя в пример несколько книг, которые были запрещены спустя многие года после того, как были изданы. - Несовершенны наши правоохранительные органы и суды, раз позволяют столько лет распространять опасную литературу!»
Во-вторых, уже давно у человечества сложилась практика использования определенного типа лексики в контексте обозначения отношения к инаковерующим. «Одно дело, когда люди используют слова «секта», «ересь», «лжеучение», «ложные боги», – отмечает православный миссионер. - Другое дело, когда обличая иноверцев, последователи того или иного учения допускают реальные оскорбления, проповедуют расизм, указывают, что есть «низшие из людей» или призывают к насилию в отношении иноверцев и государственной власти».
Руководитель отдела Томской епархии считает, что не надо путать индийскую сказку «Бхагават-Гита» и книгу Абхай Чаран Де «Бхагават-гита, как она есть», которая не является частью этого древнего эпоса. «Коран тоже «цельная книга», но именно «комментарии» к нему занимают первое место по количеству среди запрещенной экстремисткой литературы, - утверждает Максим Степаненко. - Новый Завет – тоже «цельная книга», однако лозунг «Православие или смерть!» признан экстремистским».
Особое возмущение Максима Степаненко вызывает отношение омбудсмена к ситуации, связанной со сносом строений кришнаитов в Кандинке. «Я правильно понял, что главный «правозащитник» области, кормящийся от государственной казны, исполнение земельного, природоохранного и строительного законодательства и законные решения судов считает «варварством»?! – восклицает православный активист.
Как прозвучавшая в течение последних дней в Томске дискуссия повлияет на ход судебного процесса о книге, пока не понятно. Однако, обращает внимание то, что томские кришнаиты не слишком оптимистично прогнозируют его итоги.
«Это будет очень неприятная история, - заявил «ФедералПресс» лидер общины кришнаитов Энвер Измайлов. – После того, как книгу признают экстремистской, очевидно, что следующим шагом станет закрытие «Общества сознания Кришны» по всей стране».