Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

С баптистами Владивостока поступают не по-христиански

Протестанты требуют не лишать их церкви в центре города, а отдать здание им в собственность

Сегодня, 17 января, баптисты и евангелисты Владивостока призвали общественность на помощь в конфликте с мэрией города. Муниципалитет потребовал от Церкви евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ) и Церкви адвентистов седьмого дня освободить здание в Первореченском районе, которое верующие занимали с 1976 года.

Сегодня, 17 января, баптисты и евангелисты Владивостока призвали общественность на помощь в конфликте с мэрией города. Муниципалитет потребовал от Церкви евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ) и Церкви адвентистов седьмого дня освободить здание в Первореченском районе, которое верующие занимали с 1976 года. Мэрия столицы Приморского края хочет получить помещение под социальные нужды, протестанты ссылаются на закон о передаче имущества религиозного значения религиозным объединениям. В кампании, разворачивающейся против городских властей, в преддверии саммита АТЭС-2012 вспоминают серьезную роль баптистов и евангелистов в США и странах Азии, а также суд с хасидами, из-за которых парусник «Надежда» не смог зайти на Гавайи для участия в саммите АТЭС-2011. Подробности – в материале «ФедералПресс».

По словам пресвитера Центральной ЦЕХБ Александра Агапова, мэрия Владивостока потребовала от баптистов и евангелистов освободить занимаемый двухэтажный дом № 2а на Народном проспекте до 2 января 2012 года. Здание в Первореченском районе столицы Приморья находится в муниципальной собственности, но у христиан в пользовании оно с 1976 года. Как сообщают протестанты, договор об аренде первого этажа помещения с адвентистами истек, а с баптистами по поводу судьбы второго этажа он был досрочно расторгнут. Верующие уже сравнили действия властей с «методами советских гонений».

У баптистов, существующих во Владивостоке с 1912 года, богатый исторический опыт в этом отношении. После сталинских репрессий только в 1956 году баптисты смогли приобрести для религиозных нужд частный дом на ул. Селенгинской, 74, оформив его в собственность на двух членов церкви. Но в регистрации крайисполком им все равно отказал, а в 1959 году в рамках хрущевской антирелигиозной кампании здание снесли по указанию горисполкома. Восстановить культовое сооружение протестантам запретили, и около шести лет верующие проводили богослужения под открытым небом, на развалинах храма. В 1964 году баптистов все же официально зарегистрировали, а в 1965 году позволили на пожертвования выкупить еще один частный дом на улице Стрелковой, 14.

Согласно общепринятой практике, здание было передано в собственность горисполкому, а христиане получили его всего лишь в безвозмездное пользование. Это позволяло чиновникам при случае надавить на верующих с помощью конфискации недвижимости. В апреле 1966 года баптисты попытались захватить только что отобранный храм и провести в нем службу, но им помешали объединенные силы милиции, добровольной народной дружины и студентов ремесленного училища. В результате столкновения несколько протестантов пострадали, пять были арестованы за хулиганство на 15 суток.

Тем не менее на силовые действия власти больше решили не идти. Баптисты вскоре получили здание на ул. Третьей Рабочей, 68, а в 1976 году после застройки этой территории многоэтажными домами – второй этаж действующего до сих пор здания на Народном проспекте, 2а. Первый этаж достался адвентистам седьмого дня.

Как сообщил пресвитер ЦЕХБ, в 90-е годы баптисты возвели рядом с молитвенным домом пристройку, «ставшую архитектурным украшением Владивостока». Так что молитвы теперь происходят в пристройке, а старое помещение используется для занятий по изучению Библии, кружков детского творчества, церковной христианской библиотеки.

«Решение мэрии стало ответом на просьбу о передаче здания в собственность в рамках проходящей по всей стране передачи религиозным общинам муниципальной или государственной недвижимости, используемой ими для религиозных целей, – заявил Александр Агапов. – Процесс этот протекает благодаря федеральному закону, вступившему в силу 3 декабря 2010 года».

Городские власти отвергли эту просьбу, потребовав освободить помещение до 2 января. Протестанты цитируют письмо первого вице-мэра Владивостока Алексея Сухова, согласно которому «данное имущество не является имуществом религиозного назначения». Пресвитер Александр Агапов утверждает, что назначение «молитвенный дом» указано в техническом паспорте здания. При этом внешняя атрибутика в виде крестов и куполов не является обязательным условием, как и особое убранство помещений. Но муниципалитет считает, что собственность должна быть возвращена владельцу, тем более что она необходима для социальных нужд.

На стороне протестантов выступают некоторые эксперты. «Нынешние чиновники пренебрегают законами, в отличие от советского времени даже не предлагают ничего взамен, – заявила председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина. – После резонансных дел против церквей в Благовещенске и Хабаровске на Дальнем Востоке создается очередной очаг межрелигиозной напряженности, подрывающей доверие верующих к власти».

Похожая ситуация складывается и в Москве, правда, ситуация осложняется спорами между разными церквями. По материалам Арбитражного суда Москвы, судья Татьяна Голоушкина 22 декабря 2011 года приняла иск Центральной церкви христиан – адвентистов седьмого дня к столичному департаменту имущества и Церкви евангельских христиан-баптистов. Адвентисты требуют заключения договора на безвозмездное пользование молельным домом, предварительное заседание назначено на 16 февраля 2012 года.

Тем временем в Приморье в рамках кампании уже вспомнили про иск хасидской организации «Хабад» к России: иудейское движение требует передать исторические документы и книги из «коллекции Шнеерсона», находящиеся в музеях и библиотеках и никогда не принадлежавшие организации. На стороне евреев-хасидов оказались американские суды: в августе 2010 года федеральный окружной суд Вашингтона потребовал вернуть «Хабаду» 25 тыс. страниц рукописей, но Министерство иностранных дел РФ считает решение «ничтожным с правовой точки зрения». Тем не менее в октябре 2011 года решение вступило на территории США в законную силу, так что участие в саммите АТЭС-2011 на Гавайских островах из-за угрозы ареста не смог принять известный российский парусник «Надежда».

Сторонники баптистов и адвентистов напоминают, что в США и странах АТР их церкви имеют сильные позиции. Только в Северной Америке не менее 33 млн баптистов (всего в мире около 100 млн), адвентистов седьмого дня – около 16 млн человек, в значительной степени они живут в Латинской Америке. Оппоненты мэрии угрожают возможными проблемами в АТЭС, крайне нежелательными в преддверии саммита этой организации во Владивостоке.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.