Неожиданную и забавную промежуточную развязку получила вчера, 6 мая, раздутая история с прямым рейсом «Чешских авиалиний» (CSA) из Новосибирска в Прагу без пересадки в Москве. Всего лишь третий полет по этому маршруту, рекламировавшемуся с осени 2008 года и открывшемуся около недели назад, был отменен. Чешский авиаперевозчик обвинил в происходящем российские власти, однако в Росавиации указывают на то, что инициатором сворачивания проекта выступили как раз CSA. Подробности о вполне деловом скандале, чуть не выросшем до уровня международного и политического, читайте в материале «ФедералПресс».
Неожиданную и забавную промежуточную развязку получила вчера, 6 мая, раздутая история с прямым рейсом «Чешских авиалиний» (CSA) из Новосибирска в Прагу без пересадки в Москве. Всего лишь третий полет по этому маршруту, рекламировавшемуся с осени 2008 года и открывшемуся около недели назад, был отменен. Чешский авиаперевозчик обвинил в происходящем российские власти, однако в Росавиации указывают на то, что инициатором сворачивания проекта выступили как раз CSA. Подробности о вполне деловом скандале, чуть не выросшем до уровня международного и политического, читайте в материале «ФедералПресс».
«Отмена сегодняшнего рейса Новосибирск – Прага действительно произошла, но по не зависящим от аэропорта причинам, – заявила корреспонденту «ФедералПресс» пресс-секретарь новосибирского аэропорта Толмачево Ольга Кочетова, предложившая обратиться за разъяснениями к «Чешским авиалиниям». – Мы сожалеем о произошедшем и делаем все возможное, чтобы возобновить регулярные рейсы». От более подробных комментариев Ольга Кочетова отказалась, отметив только, что пассажиры рейса получили возможность вылететь в Прагу через Москву «с минимальным стыковочным временем» рейсом «Аэрофлота» в 18.30 по местному времени – рейс CSA по расписанию был семью часами ранее, в 11.30. В итоге пострадавшие пассажиры должны были очутиться в конечном пункте назначения к 23.00.
Сама история с открытием прямого рейса в Прагу начиная с октября 2008 года подавалась как яркий международный успех Новосибирска, аэропорта Толмачево и авиаперевозчиков. Сначала в октябре генеральный директор аэропорта Алексей Чертенков объявил, что в апреле откроется рейс в Чехию, который будет выполняться трижды в неделю. Тогда Алексей Чертенков утверждал, что туроператоры региона гарантировали заполнение самолетов.
После бурных событий в экономике в 4-м квартале прошлого года и 1-м квартале этого года обсуждение слегка утихло, но уже в марте 2009 года возобновилось с новой силой. На крупнейшей выставке в Сибири, посвященной туристической отрасли, «ТУРСИБе-2009», представители «Чешских авиалиний» и Толмачево подтвердили свои амбициозные планы и даже озвучили расписание полетов. Правда, оказалось, что рейсы будут выполняться уже не три, а всего два раза в неделю. Но идея появления прямого рейса в Европу и усиления позиции Новосибирска как крупнейшего транспортного узла к востоку от Урала не погасла. «Благодаря выгодному расписанию пассажиры этого рейса смогут через Прагу добираться в самые разные города Европы», – утверждали в один голос инициаторы проекта, отмечая, что количество таких «транзитеров» окажется около 30 % и даже больше.
Уровень патетики не снижался до самого последнего момента, когда 29 апреля был торжественно открыт первый рейс. В мероприятии принимал участие даже руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов.
«Статус аэропорта подтверждает статус Новосибирска, – заявил Николай Симонов. – У города прочные экономические, культурные и бытовые связи с Чехией, и мы благодарны тем, кто имел отношение к этому свершившемуся факту – вылету первого рейса «Чешских авиалиний» из Новосибирска в Прагу. Новосибирцы ждали этого события давно».
Как сообщал «ФедералПресс», председатель Новосибирской ассоциации туристических организаций (НАТО) Елена Комлева объявила, что туроператоры ожидают как минимум удвоения пассажиропотока в Чехию после появления прямого рейса. По словам Елены Комлевой, это потребует открытия чешского визового центра в Новосибирске, что НАТО и собирается инициировать.
Вчера сказка закончилась. Рейс был отменен, пассажиры опоздали примерно на 10 часов: по расписанию прибытие самолета A-319, принадлежащего CSA, намечено на 13.00 по пражскому времени, но реально, с учетом вылета вечерним рейсом в Москву и стыковочного времени, оно оказалось в 23.00.
Однако реакция авиаперевозчика едва не привела к международному политическому скандалу. Головной офис «Чешских авиалиний» в Праге был крайне оперативен: после короткого разговора с директором CSA по коммуникациям Даниэлой Гупаковой ответ на письменный запрос «ФедералПресс» пришел менее чем через полчаса. «Российские власти вчера не разрешили полет из-за аэрополитических причин (aero-political reasons), – заявила сотрудник департамента коммуникаций CSA Илона Высоудилова корреспонденту «ФедералПресс». – «Чешские авиалинии» интенсивно ведут переговоры, чтобы разрешить другие полеты». («Russian authorities did not permit the flight yesterday due to aero-political reasons. Czech Airlines is intensively negotiating in order to have other flights permitted».)
Такой ответ на грани международного скандала сразу напомнил о коллизии вокруг планирующейся приватизации контролируемой чешскими властями CSA, которую в апреле планировал купить «Аэрофлот». Министерство финансов Чехии 20 апреля отказалось допустить россиян на конкурс, а за несколько дней до этого чешские спецслужбы выступили против продажи 91,5 % акций «Аэрофлоту», мотивировав это угрозой национальной безопасности.
С другой стороны, эксперты напомнили о подобных скандалах со странами Евросоюза в других российских городах. Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не стал давать категорических оценок ситуации, но сообщил, что ранее конфликты с ЕС возникали, как правило, из-за отсутствия договоренностей с российской стороной, которая не получала адекватных ответных предложений об открытии рейсов.
«Международные авиаперевозки строятся на паритетной основе, раньше наиболее частой причиной было отсутствие устраивающих российскую сторону предложений от стран ЕС, – заявил Олег Пантелеев. – Жаль, что заложниками становятся авиакомпании и люди, но конфликты улаживаются в течение 1–2 недель». По мнению эксперта, по опыту прошлых коллизий рабочей версией могло стать простое отсутствие рейса в Чехию в планах федеральных ведомств и отсутствие каких-то формальных процедур, необходимых для согласования маршрута.
В российских официальных структурах к информации о скандале с рейсом Новосибирск – Прага отнеслись сдержанно и даже слегка рассеянно. В Росавиации и Министерстве транспорта РФ долгое время не могли понять, о чем идет речь, в чем суть скандала, затем пытались найти информацию о рейсе CSA и разобраться в ситуации, при этом демонстрировали вежливость и готовность к сотрудничеству. Все это никак не вязалось с заявлением о политическом решении российских властей. Наконец в Росавиации сообщили, что инициатором отмены рейса оказались сами «Чешские авиалинии».
«Существует Единая система организации воздушного движения – ОрВД, в Главный центр ОрВД поступила телеграмма «Чешских авиалиний» об отмене рейса, – заявил представитель Росавиации корреспонденту «ФедералПресс». – Так что российские авиационные власти не запрещали никаких рейсов CSA, тем более по политическим причинам». Представитель Росавиации отметил, что возможное объяснение столь жесткого и необоснованного заявления авиакомпании, возложившей ответственность на власти РФ, – «нежелание нести ответственность перед пассажирами», а отмена рейса, скорее всего, была вызвана внутренними причинами: «нехваткой топлива, или самолетов, или людей».
«Главное – непонятно, почему политический запрет должен касаться Чехии. Было бы понятно, если бы он касался Грузии или Польши… Но ведь Чехия, которая планировала что-то разместить на своей территории, так и не определилась до конца в этом вопросе, – откровенно прокомментировал ситуацию источник в Росавиации. – И почему политическое решение должно касаться Новосибирска? Можно было бы понять, если Москвы, Санкт-Петербурга или даже Сочи… Но почему должен страдать Новосибирск?»
В Росавиации сообщили, что отмена любого международного рейса чревата еще и потерей аэронавигационных сборов, «важных в сегодняшней ситуации», а также неминуемо приведет к отмене и сдвигу других рейсов и кардинальной перекройке всего расписания. Поэтому любые подобные решения требуют серьезных расчетов и крайней осторожности. В ведомстве отметили, что увязка рейсов происходит на полгода вперед и у «Чешских авиалиний» остается возможность для возобновления регулярных рейсов, причем для этого не требуется выполнение каких-то трудоемких формальностей. «Заполнят, как обычно, fly-план – и всё, сделать это они могут уже на следующий полет по своему графику, раньше чем через полгода все равно график международных рейсов не изменится», – подвел итог представитель Росавиации.
Причины краха столь амбициозного для региона и широко разрекламированного проекта остаются пока неясными. Пресс-служба CSA не стала вчера связывать отмену рейса с низким спросом на билеты, несмотря на прямой вопрос «ФедералПресс». Однако эта версия после данных, полученных из Росавиации, становится вполне вероятной.