Top.Mail.Ru
Политика
Республика Хакасия
0

Лебедь улетает с абаканского аэропорта

Ситуация на авиапредприятии выглядит ключевым эпизодом в борьбе властей Хакасии за наследство Алексея Лебедя

Аэропорт Абакана проиграл процесс в Арбитражном суде Хакасии, отказавшемся пересмотреть собственное решение годичной давности о возврате авиапредприятием долга компании «ТЗК Аэрофьюэлз». «Аэрофьюэлз», пытающаяся получить компенсацию за исчезнувшее в 2008 году авиатопливо, наращивает давление, используя конфликт как возможность «зайти» на предприятие. Действия независимого оператора могут оказаться в одной фазе с попытками правительства Хакасии получить аэропорт в республиканскую собственность. Наблюдатели считают вероятным сценарий, позволяющий председателю правительства Хакасии Виктору Зимину установить контроль над авиапредприятием, который курировал лично экс-глава республики Алексей Лебедь, а «Аэрофьюэлз» – начать инвестировать в аэропорт. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Аэропорт Абакана проиграл процесс в Арбитражном суде Хакасии, отказавшемся пересмотреть собственное решение годичной давности о возврате авиапредприятием долга компании «ТЗК Аэрофьюэлз». «Аэрофьюэлз», пытающаяся получить компенсацию за исчезнувшее в 2008 году авиатопливо, наращивает давление, используя конфликт как возможность «зайти» на предприятие. Действия независимого оператора могут оказаться в одной фазе с попытками правительства Хакасии получить аэропорт в республиканскую собственность. Наблюдатели считают вероятным сценарий, позволяющий председателю правительства Хакасии Виктору Зимину установить контроль над авиапредприятием, который курировал лично экс-глава республики Алексей Лебедь, а «Аэрофьюэлз» – начать инвестировать в аэропорт. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«В свое время контроль над аэропортом был потерян, теперь мы возвращаем утраченное. Началась передача республике федерального пакета ОАО «Аэропорт Абакан», – заявил Виктор Зимин 21 декабря в обращении, посвященном годовщине своего утверждения на посту главы региона. – Решен вопрос реконструкции аэродромных покрытий и замены светосигнального оборудования за счет федерального бюджета».

Как сообщал «ФедералПресс», председатель правительства Хакасии настаивает на передаче региону аэропорта Абакана. Сейчас 100 % обыкновенных акций (75 % уставного капитала) находится в федеральной собственности, 21,54 % уставного капитала принадлежит ООО «ТЗК Аэрофьюэлз». Таким образом, глава республики вступил в немногочисленный клуб губернаторов, борющихся за контроль над принадлежащими федерации аэропортами, самым ярким примером является губернатор Омской области Леонид Полежаев, добившийся своей цели летом прошлого года.

Любопытно, что экс-гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов утверждал полгода назад, что, в отличие от Омска, 34 региона отказались забирать федеральные пакеты, чтобы рассчитывать на софинансирование модернизации авиапредприятий. И судя по скорости передачи акций от Росимущества омскому правительству, федеральный центр не против снять с себя головную боль. Правда, власти Хакасии продолжают рассчитывать на 4,5 млрд рублей помощи федерального бюджета. С другой стороны, Виктор Зимин пытается максимизировать влияние республиканского правительства и в других стратегических предприятиях региона, не ограничиваясь авиацией. Так, много шума наделала инициатива по выделению Саяно-Шушенской ГЭС в отдельное юрлицо, в совет директоров которого предлагается включить представителя республики.

Источники, близкие к аэропорту Абакана, утверждают, что авиапредприятие было если не личной вотчиной предыдущего главы Хакасии, ныне депутата Госдумы Алексея Лебедя, то полностью контролировалось им. Именно Алексей Лебедь был председателем совета директоров аэропорта, покинув пост спустя несколько недель после ухода с должности главы республики. До того момента, по словам собеседников «ФедералПресс», он предоставлял полную свободу воли тогдашнему генеральному директору аэропорта Валерию Гордееву, работавшему на предприятии с 1973 года. Именно тогда и разгорелся конфликт, который на днях вызвал панику в Абакане.

«До начала 2008 года одной из компаний, поставлявшей авиатопливо в аэропорту Абакана, была фирма, аффилированная с сыном Валерия Гордеева, работала там и «ТЗК Аэрофьюэлз». После того, как в конкурсе довольно неожиданно победила компания «Сочи-АВИА-Инвест», произошел инцидент с пропажей более 400 тонн авиатоплива, принадлежащего москвичам, – заявил источник, знакомый с ситуацией в аэропорту. – Дело в том, что на складе хранится смешанный авиакеросин всех топливозаправочных компаний. И при уходе «Аэрофьюэлз» оказалось, что топлива там значительно меньше, чем должно быть по документам, причем пропажа произошла чуть ли не в течение дня».

Директор по связям с общественностью «Аэрофьюэлз групп» Анастасия Матюшина подтвердила «ФедералПресс», что в тот момент независимый оператор рынка авиатоплива был готов вложить в развитие аэропорта 110 млн рублей. Однако после проигрыша конкурса она была вынуждена временно отказаться от сотрудничества, а инцидент с пропажей авиатоплива заставил ее обратиться в Арбитражный суд Хакасии. По словам Анастасии Матюшиной, в феврале 2009 года суд обязал ОАО «Аэропорт Абакан» выплатить ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» 11,5 млн рублей в счет компенсации за «утраченное авиатопливо».

Решение суда не выполнялось около года, поэтому 15 января судебные приставы арестовали склад ГСМ, семь резервуаров для топлива и ряд других объектов. Как сообщила представитель «Аэрофьюэлз», особое раздражение компании, являющейся акционером авиапредприятия, вызывала выплата дивидендов по итогам 2008 года, несмотря на нежелание погашать долг. Любопытно, что в случае невыплаты дивидендов владельцы привилегированных акций получают право голосовать своими акциями. Так произошло в 2006 году, когда ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» сумело временно получить представительство в совете директоров. Символические дивиденды общим размером около 100 тыс. рублей выглядят как попытка предотвратить участие миноритария в управлении компанией.

«Кредитор» пошел на уступки в апреле прошлого года, когда было принято решение об отсрочке до 1 января. По официальной версии, в апреле 2009 года правительство Хакасии и ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» подписали соглашение о развитии абаканского аэропорта на 2009–2013 годы, по которому компания должна была модернизировать склад ГСМ, доведя его до современных стандартов, и инвестировать в реконструкцию зала отправки пассажиров. Но так уж совпало, что незадолго до этого в начале года сменилось руководство Хакасии, в 1-м квартале совет директоров авиапредприятия покинул Алексей Лебедь, а в апреле «Валерий Гордеев ушел на заслуженный отдых».

Тем не менее радикального прорыва не произошло, что и вызвало обострение конфликта. По данным и. о. гендиректора предприятия Михаила Истомина, аэропорт в октябре обслуживал всего 7–9 рейсов в неделю. В июне 2009 года авиапредприятие отдельно добилось через суд двухлетней рассрочки по задолженности перед мэрией Абакана по аренде земли объемом 422 тыс. рублей. Вчера Арбитражный суд Хакасии отказал аэропорту в приостановке решения о выплате долга ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», по вопросу о предоставлении рассрочки на три года суд перенес заседание на 12 февраля, потребовав от истца предоставить более подробные документы. «Предполагалось, что в аэропорту появится генеральный директор, способный улучшить ситуацию, однако уже в течение 10 месяцев гендиректор так и не был назначен, – утверждается в заявлении компании. – Руководство ОАО осуществляет и. о. гендиректора, согласно уставу не несущий полноту ответственности за результаты деятельности ОАО».

Наблюдатели не исключают, что 10-месячный паралич власти связан с идущим торгом за контроль над авиапредприятием, в том числе об условиях участия федерального бюджета в жизни аэропорта после передачи акций в республиканскую собственность. Кроме этого, вполне возможны трения с Алексеем Лебедем, сохранившим определенное влияние в Москве и Хакасии в статусе депутата Госдумы. В этом случае вопрос о персоне гендиректора будет решен только после решения вопроса о собственности в аэропорту.

С другой стороны, «Аэрофьюэлз» продолжает настаивать на своем возвращении в аэропорт Абакана, предлагая инвестировать в ТЗК более 50 млн рублей. «Мы к аэропорту Абакана проявляем большой интерес, а сегодня на встрече с вице-премьером республиканского правительства Андреем Новоселовым подтвердили все ранее подписанное, – заявил директор по развитию «ТЗК Аэрофьюэлз» Николай Бояринов вчера на пресс-конференции в Абакане. – Последние наши предложения: вложить 50 млн рублей в развитие аэропорта, купить два топливозаправщика по 200 тыс. долларов и потратить 3 млн рублей на топливную лабораторию».

Анастасия Матюшина отметила, что считает реальным сценарием развития событий переход ТЗК «Аэрофьюэлз» за долги. После этого компания, владеющая акциями аэропорта, может начинать реализовывать свои инвестпроекты. В любом случае, по мнению представителя «Аэрофьюэлз», развитие ТЗК позволит снизить цены на авиатопливо, уже признанные в Абакане «монопольно высокими» хакасским Управлением ФАС, и улучшить качество обслуживания авиакомпаний.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.