Президент РФ Дмитрий Медведев провел полуторачасовое совещание с главами муниципалитетов Амурской области. В заседании также участвовали министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, помощник президента Константин Чуйченко и полномочный представитель президента в ДФО Виктор Ишаев. Дмитрий Медведев очертил круг вопросов деятельности муниципальных образований. Это реализация закона о местном самоуправлении в плане финансового обеспечения районных и городских бюджетов, внедрение программ энергоэффективности и энергосбережения на местах, а также проблема дорог - сообщает «АмурПолит.ру».
Президент РФ Дмитрий Медведев 3 июля провел полуторачасовое совещание с главами муниципалитетов Амурской области. В заседании также участвовали министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, помощник президента Константин Чуйченко и полномочный представитель президента в ДФО Виктор Ишаев. Дмитрий Медведев очертил круг вопросов деятельности муниципальных образований. Это реализация закона о местном самоуправлении в плане финансового обеспечения районных и городских бюджетов, внедрение программ энергоэффективности и энергосбережения на местах, а также проблема дорог - сообщает «АмурПолит.ру».
«Я стараюсь достаточно регулярно общаться с руководителями муниципальных образований. Вы лучше, чем кто бы то ни было, чувствуете нерв обычной жизни. Именно к вам люди идут со своими горестям. Именно вам приходится принимать зачастую сложные решения, причем в условиях отсутствия значительных финансов. Мне бы хотелось с вами обсудить текущую ситуацию, услышать, как идет реализация вступившего в силу полтора года назад закона о местном самоуправлении. Какие проблемы требуют самостоятельного решения? Ну и вообще, что нам делать с муниципальным управлением, что нужно развивать, что менять, что укреплять? Об этом мы с вами и поговорим», - сказал в начале встречи Дмитрий Медведев.
Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления президент назвал самым трудным, самым больным и самым важным вопросом. Объем средств, которые консолидируются на муниципальном уровне, не соответствует объему полномочий. «Наверное, и в странах с многолетней практикой муниципальных отношений никто не бывает доволен своими финансами. Но у нас, конечно, ситуация пока весьма и весьма сложная в сравнении с тем, как живут муниципалитеты в других государствах, которые давно занимаются муниципальным управлением» - сказал глава государства.
Дмитрий Медведев сразу же дал понять, что попытки руководителей муниципалитетов оправдать свои промахи последствиями экономического кризиса не пройдут: «Когда мы говорим о своих трудностях, то очень любим ссылаться на экономический кризис. Но в отличие от федерального и регионального уровней он не столь существенно повлиял на муниципальные финансы. Здесь сказались специфика местных налогов и своевременно развернутые федеральные антикризисные программы. По данным минфина, в прошлом году доходы местных бюджетов снизились всего на 1%. А по итогам первого квартала этого года увеличились в среднем на 3%. Это дает неплохие перспективы для дальнейшего развития. Но вы понимаете, что федеральная и региональная помощь не может быть системой. Она дает лишь кратковременный эффект. Поэтому государство должно и будет уделять внимание расширению и поиску налоговых источников для местных бюджетов. С 1 января 2010 года у нас увеличены нормативы отчислений в местный бюджет по ряду направлений. По налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – с 90 % до 100 %, по единому сельхозналогу с 30% до 35%».
Президент обратил внимание на необходимость сотрудничества муниципалитетов с местным бизнесом: «Многое зависит от того, что делается для поддержки предпринимателей. Ведь они за счет своих доходов пополняют бюджеты. Вчера я был в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Там встречался с предпринимателями. Они мне сказали, что у них проблемы с муниципалитетами по передаче в залог соответствующего вида земель для получения кредитов, в том числе под ипотеку. Иными словами, у муниципалитетов есть проблемы или нет желания передавать землю в обеспечение финансирования для строительства жилья, инфраструктуры. Это важная тема. Земля – ваш основной актив, как и в целом в нашей стране. Но пока она недостаточно вовлечена в гражданский оборот и не используется в полной мере для приобретения кредитов».
Затем Дмитрий Медведев поднял тему участия муниципалитетов в технологическом развитии экономики России и модернизации страны. Одним из ключевых направлений модернизации является энергосбережение. «На органы местного самоуправления возложены полномочия по установлению требований энергоэффективности организаций коммунального хозяйства и муниципальных предприятий. Тут я хотел бы прямо к вам обратиться и сказать: вы должны иметь собственные программы по энергоэффективности. Для Дальнего Востока это особенно актуально. Здесь потребление энергетических ресурсов в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. Поэтому это очень серьезный источник дополнительного роста и очень приличный источник доходов», - подчеркнул президент.
На развитие экономики существенно влияет состояние дорог. Большинство дорог в России находятся в крайне плохом состоянии. В последние годы определенные решения по этой проблеме принимались. Но из-за протяженности дорог и отсутствия инструментов воздействия дорожный фонд не развивался, а скорее деградировал. Дмитрий Медведев отметил: «В последнее время, по моему неоднократному и достаточно энергичному поручению ситуация сдвинулась с места. Мы анализируем возможности создания федерального и регионального дорожных фондов. Речь идет об изменении самого финансирования дорожного хозяйства. Мы хотим, чтобы этот механизм изменился. Сейчас надо доработать те предложения, которые подготовило правительство. Я специально заслушивал губернаторов в режиме видеоконференции. Там высказывались разные мнения. Но в любом случае нам надо решить несколько моментов, включая вопросы уточнения источников формирования фондов. Ряд поступлений, которые будут формировать эти фонды, пока не зачисляются в местные бюджеты. Например, акцизы на топливо. В этом контексте необходимо определить роль муниципалитетов, проработать механизм перечисления средств с регионального уровня на муниципальный. Рассматривался и другой вариант. Он предполагает вообще исключить дорожную деятельность из компетенции местного самоуправления и передать ее на уровень субъектов федерации».
Также развитие экономики сдерживает отсутствие полноценного планирования. Сейчас лишь каждое четвертое городское поселение имеет соответствующий генеральный план. Из-за сложностей согласования срок подготовки документов был перенесен на 1 января 2012 года. Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона, который упрощает требования к этим документам. «Но эти документы нужны не для галочки, чтобы в необходимых случаях их доставать в красивой папке из стола и показывать, мол, у нас есть план развития поселения и мы его собираемся исполнять когда-то там, - сказал Дмитрий Медведев. - Это должен быть работающий документ».
Сейчас довольно активно на региональном и муниципальном уровнях обсуждается вопрос оптимизация существующей управленческой структуры. Прежде всего он касается взаимоотношений между городом и районом. Здесь рассматривается возможность создания в двух муниципалитетах одного исполнительно-распорядительного органа.
Президент отдельно остановился на остроте проблемы кадров. Значительная часть сотрудников местных органов до сих пор не имеет специальной подготовки в области муниципального управления. Сейчас в правительстве находится проект концепции реализации государственной политики в области подготовки кадров для муниципалитетов.
Также Дмитрий Медведев обратил внимание присутствующих, что на авторитет местного самоуправления непосредственно влияет его информационная открытость. Сегодня лишь 3 тысячи муниципальных образований имеют свой сайт. Около 6 тысяч муниципалитетов по стране приняли акты, которые регламентируют порядок доступа к информации. «Это надо тоже делать. Мы не должны забывать, что муниципальное управление все-таки по своей природе – это управление не чиновников, а управление общественное. Поэтому данному фактору нужно уделять повышенное внимание», - подчеркнул президент.
* * *
«АмурПолит.ру» публикует список участников встречи с руководителями муниципальных образований Амурской области.
Абрамов Александр Сергеевич – помощник Президента
ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич – помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента
Басаргин Виктор Федорович – Министр регионального развития
ИШАЕВ Виктор Иванович – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе
КОЖЕМЯКО Олег Николаевич – губернатор Амурской области
Афанасьев Владимир Анатольевич – глава Белогорского района
Бакуменко Владислав Владимирович – глава Ивановского района
Березовский Павел Викторович – мэр Шимановска
Вельдяйкин Василий Петрович – глава Ромненского района
Гильгенберг Сергей Андреевич – глава Селемджинского района
Горевой Игорь Геннадьевич – глава Благовещенского района
Дементьев Сергей Леонидович – глава Октябрьского района
Змушко Николай Николаевич – глава Тамбовского района
Каминский Роберт Валентинович – глава г.Свободный
Колесников Александр Семенович – глава Константиновского района
Кузьменко Михаил Петрович – глава Шимановского района
Лихогруд Николай Иванович – глава Зейского района
Лысакова Тамара Александровна – глава Тындинского района – председатель городского Совета народных депутатов
Неведомский Николай Алексеевич – исполняющий обязанности главы администрации г.Благовещенска
Панаско Анатолий Викторович – глава поселка городского типа Прогресс
Прилипко Сергей Васильевич – глава Магдагачинского района
Романов Юрий Павлович – глава Свободненского района
Сергашов Яков Константинович – глава Мазановского района
Тарасов Алексей Алексеевич – исполняющий обязанности главы Сковородинского района
Токарев Владимир Иванович – глава закрытого административно-территориального образования Углегорск – председатель Совета народных депутатов
Трофимович Николай Михайлович – глава Завитинского района
Худяк Сергей Александрович – глава Серышевского района
Черная Раиса Леонидовна – глава г.Зеи – председатель городского Совета народных депутатов
Штейн Павел Семенович – глава Бурейского района
Шульц Марк Борисович – мэр г.Тынды
Шумилов Владимир Трифонович – глава г.Райчихинска