Top.Mail.Ru
Курганская область
0

Наша стратегическая задача – разработка концептуально нового оборудования

В последнее время ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» (входит в ГК «Интегра») как один из российских лидеров нефтегазового машиностроения, несмотря на кризисные явления в отрасли, выигрывает тендеры, активно пополняет портфель заказов, инвестирует в НИОКР и с опережением сроков поставляет свою продукцию (буровые установки) заказчикам. Об особенностях производственной деятельности предприятия, а также на другие вопросы корреспондента «УралПолит.Ru» отвечает президент группы «Уралмаш-ВНИИБТ» Виталий Ткачев.

В последнее время ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» (входит в ГК «Интегра») как один из российских лидеров нефтегазового машиностроения, несмотря на кризисные явления в отрасли, выигрывает тендеры, активно пополняет портфель заказов, инвестирует в НИОКР и с опережением сроков поставляет свою продукцию (буровые установки) заказчикам. Об особенностях производственной деятельности предприятия, а также на другие вопросы корреспондента «УралПолит.Ru» отвечает президент группы «Уралмаш-ВНИИБТ» Виталий Ткачев.

– Как кризис повлиял на работу «Уралмаш – буровое оборудование»? 

– Обязательства по договорам с крупнейшими российскими компаниями нефтегазовой отрасли – «Газпром», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «ТНК-ВР» – и другими заказчиками будут выполняться при любых обстоятельствах. Несмотря на некоторые сложности, связанные, в частности, с повышением цен на импортные комплектующие, все машиностроительные предприятия группы «Интегра» нацелены на выполнение производственной программы. При взаимодействии с поставщиками комплектующих мы прилагаем все усилия во избежание срывов. Обеспечивая заказами малые и средние предприятия региона, порой приходится финансировать весь их цикл производства, начиная с закупки материалов и заканчивая транспортировкой комплектующих на место сборки.

Наши заказчики сегодня сокращают инвестиции в новое буровое оборудование в связи с колебаниями цен на нефть. И нам приходится экономить. Скорректировали инвестиционную программу, которая предусматривала расширение производственных мощностей наших заводов, увеличение штата, освоение новых видов продукции. Работаем над снижением общепроизводственных и общехозяйственных расходов, сокращаем затраты и оптимизируем бизнес-процессы.

– Как Вашей компании уже не раз удавалось выигрывать тендеры на поставки бурового оборудования у «Газпрома» и «Роснефти»? 

– За счет тщательного изучения технических требований заказчика, гибкой ценовой политики (например, замена импортных комплектующих отечественными аналогами) и упрочившейся со временем репутации на рынке.

– Расскажите об основных проблемах российских производителей нефтегазового оборудования.

– Даже в нынешних очень непростых условиях нами создана уникальная мобильная буровая установка, существенно модернизированы стационарные буровые, создан конкурентоспособный отечественный цементировочный комплекс. В условиях кризиса работать стало, безусловно, сложнее. И в частности, в связи с возрождением системы связанного кредитования, о которой мы не вспоминали с 90-х годов. Сегодня наш Внешторгбанк подписал кредитное соглашение с Эксим-банком Китая, в соответствии с которым ВТБ привлекает финансирование в объеме $ 240 млн. По условиям соглашения ВТБ предоставит привлеченные средства ОАО «ВТБ-Лизинг» с целью рефинансирования затрат на покупку 30 буровых установок китайского производства. По мнению промышленников, подобное решение может привести к безработице на машиностроительных предприятиях. Ценой огромных усилий в России за последние три года было реанимировано производство буровых установок, работу получили десятки машиностроительных предприятий! И что же теперь, возвращаться к нулевой отметке?

Механизм связанного кредитования, который применяет Эксим-банк Китая, может привести к серьезной технологической зависимости российского нефтегазового комплекса. Это притом, что Россия имеет мощную индустрию по выпуску буровых установок. Также негативно сказывается на развитии отрасли недопустимо высокая доля импорта во многих крупных нефтегазовых проектах − от нефтепроводных до шельфовых. К сожалению, доля российского участия в них никак не регламентирована. В связи с этим мы выдвинули ряд предложений, направленных на улучшение ситуации в машиностроении.

В частности, мы предлагаем увязать государственную поддержку предприятиям нефтегазового комплекса с требованием по выполнению лицензионных соглашений в части геофизики, геологоразведки, бурения. Закрепить нормы участия российских подрядчиков при разработке нефтегазовых месторождений. Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов) на предмет участия в их реализации российских подрядных организаций.  

Повысить импортные пошлины на нефтегазовое оборудование, аналоги которого производятся на территории России.

При согласовании инвестиционных программ естественных монополий и нефтегазовых компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, проводить экспертный анализ предстоящих закупок по импорту на предмет их замены на отечественные аналоги.

Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса, что обеспечит более эффективную работу по импортозамещению.

Поручить государственным представителям в советах директоров ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Роснефть» сформировать и направить Союзу производителей нефтегазового оборудования потребности в оборудовании для совместного рассмотрения возможности более эффективного использования потенциала отечественной промышленности.

Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса, при котором наполнение кредита проводится без конкурса поставками импортного оборудования.

Для мониторинга ситуации на российском рынке нефтегазового сервиса и оборудования, экспертизы, согласования и внесения вопросов в правительство Российской Федерации сформировать рабочую группу по техперевооружению ТЭК при правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

– Чем так знамениты буровые «Екатерина»? Чем они отличаются от китайских и немецких станков? 

– Сейчас было бы некорректно сравнивать по пунктам продукцию разных производителей. Заказчик свой выбор сделает. Перечислю основное: «Екатерина» оснащена цементировочным комплексом в составе эшелона, что позволяет производить цементирование скважины без дополнительных затрат на доставку и подключение цементировочных агрегатов.

К тому же, в отличие от зарубежных аналогов, которые имеют четырехступенчатую систему очистки, циркуляционная система «Екатерины» с обогреваемыми паром емкостями бурового раствора имеет пятиступенчатую систему очистки. А также в укрытиях блока циркуляционной системы «Екатерины» имеются окна для более комфортной работы обслуживающего персонала, над блоком очистки имеется вытяжная вентиляция.

– Продолжает ли «Уралмаш-ВНИИБТ» финансировать НИОКР? Какие направления НИОКР развиваются в этом году? Расскажите о работе конструкторского бюро «Уралмаш-ВНИИБТ». 

– Инжиниринг и конструкторская документация – ключевая компетенция бизнеса ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» и основная составляющая органического роста бизнеса ООО «Стромнефтемаш». Соответственно, качество и оптимальность инжиниринговых бизнес-процессов имеют существенное влияние на результаты бизнеса.

Высокие эксплуатационные качества бурового оборудования – результат значительных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также контроль качества.

Наша стратегическая задача – это разработка и продвижение концептуально нового оборудования. Профессиональная команда конструкторов, исследователей и технологов – одно из наших главных преимуществ. В процессе проектирования бурового оборудования используется современное программное обеспечение, которое в сочетании с опытом конструкторов позволяет создавать передовое оборудование, полностью соответствующее запросам российских буровиков. У нас наработан грандиозный опыт проведения совместных инжиниринговых работ с ведущими мировыми инжиниринговыми компаниями.

В настоящее время компания активно внедряет автоматизированные рабочие места и систему PLM. Развитие САПР и PLM позволяет осуществлять полный производственный цикл – от разработки изделия до его реализации, с последующим созданием автоматизированной системы управления (АСУ) всеми структурами, участвующими в данном цикле.

Несмотря на кризис, в ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» продолжается работа в области НИОКР. Мы продолжаем разработки новых буровых насосов, концептуально новых мобильных и стационарных буровых установок, силовых верхних приводов и систем механизации и автоматизации процесса бурения.

– Как идут работы по контракту с «Роснефтью» по поставке буровых на Ванкорское месторождение?  

– По контракту с «Роснефтью» мы поставляем буровые установки не только на Ванкорское, но и на Приобское месторождение.

Сначала о Ванкорском. В рамках договора, подписанного с ООО «РН-Бурение» (дочернего предприятия ОАО «НК «Роснефть»), мы уже поставили на Ванкорское месторождение в общей сложности 7 буровых установок. Пять буровых, отгруженных в прошлом году, успешно бурят. Две буровые установки сейчас монтируются на месторождении. Еще две буровые отгружаются. Их монтаж на Ванкоре запланирован на октябрь этого года.

На Приобском месторождении две БУ отгружены, идет их монтаж. Ведется отгрузка еще одной БУ в Нефтеюганск.

Новое соглашение по еще четырем установкам, подписанное нами недавно, говорит о том, что «Роснефть» по-прежнему считает нас надежным партнером и поставщиком качественной продукции.

– Сколько буровых осталось сделать для Бованенковского месторождения «Газпрома»?

– 5 поставлены заказчику и успешно бурят, 2 − в монтаже. Две буровые установки, которые в феврале после контрольной сборки на производственных площадях ЗАО «Уралмаш – буровое оборудование» в Екатеринбурге были приняты заказчиком, сейчас отгружаются на полуостров Ямал.

И совсем недавно сданы заказчику еще две установки, прошедшие процедуру контрольной сборки на нашем Тюменском судостроительном заводе. Они в ближайшее время отправятся на Бованенковское месторождение.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.