Top.Mail.Ru
Московская область
0

Российскому бизнесу нужна прозрачность естественных монополий

В рамках совершенствования системы взаимоотношений с контрагентами и повышения прозрачности деятельности компании руководство ТНК-BP приняло решение о создании Совета по взаимодействию с поставщиками и подрядчиками. Своим мнением о новой структуре нефтяников поделился с «УралПолит.Ru» президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.

В рамках совершенствования системы взаимоотношений с контрагентами и повышения прозрачности деятельности компании руководство ТНК-BP приняло решение о создании Совета по взаимодействию с поставщиками и подрядчиками. Своим мнением о новой структуре нефтяников поделился с «УралПолит.Ru» президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин.

Александр Владимирович, как Вы оцениваете уровень прозрачности в компании ТНК-BP?

На мой взгляд, это одна из наиболее прозрачных и открытых нефтяных компаний. Во всяком случае в части системы материально-технического обеспечения. Большой вклад в формирование этой системы внес сопредседатель Союза Феликс Любашевский, который работая вице-президентом ТНК-BP, первым в отрасли перешел на долгосрочные договоры с поставщиками. Сегодня так работают многие нефтяные компании, но в то же время это впервые позволило российским промышленникам оптимально загрузить заводы и рационально использовать производственный и научно-технический потенциал. ТНК-BP первой в отрасли перешла на открытую публикацию информации о предстоящих закупках, были разработаны правила взаимодействия с поставщиками.

Известна фраза Любашевского о том, что в России слово «снабженец» не должно быть синонимом слова «коррупционер».

Да, но это возможно только в том случае, если принципы прозрачности и открытости будут действовать во всей нашей экономике, а не в отдельных компаниях. Надо отметить, что положительные изменения все же есть. Некоторые компании начинают придерживаться мировых стандартов в области МТО, оптимизируют свои затраты и пресекают коррупцию.

Какие это компании?

Мне известно, что многое делается службой МТО компании «Газпром нефть» и НОВАТЭК. Пожалуй, что их можно поставить в один ряд с ТНК-BP по прозрачности этой сферы.

Как с прозрачностью закупок в естественных или не очень естественных монополиях?

К сожалению, здесь ситуация, на мой взгляд, хуже. Действует затратный принцип. Монополии свои издержки перекладывают через тарифы на потребителей, а это так же промышленность. Инвестпрограммы естественных монополий по закону утверждает правительство, но делается, это, на мой взгляд, довольно формально, без детального анализа предстоящих закупок. К процессу согласования инвестпрограмм надо обязательно привлекать экспертов, которые знают рынок и могут сказать, где и что завышено. Под предлогом закрытости, коммерческой тайны, секретности, можно осуществлять закупки по импорту с помощью разных уловок.

Каких конкретно уловок?

Например, система субподрядов при строительстве нефтепроводов. Когда сооружается крупный объект, то монополии делают это через генподрядчиков – различные ООО. Естественно, что их деятельность не попадает под Федеральный закон «О естественных монополиях». Они могут закупать, где хотят и на любых условиях, без всякого общественного контроля. Такая система позволяет монополиям декларировать высокие нормы российского участия. Наверное, именно так и возникают цифры в 93% закупок в России. К российским закупкам нельзя относить всю сумму крупного контракта с генподрядчиком - московским ООО.

Почему этого не происходит в ТНК-BP?

Во-первых, этого не происходит не только в ТНК-BP, но и многих других компаниях, где считают деньги и совет директоров постоянно контролирует эффективность затрат. Во-вторых, ТНК-BP потратив лишние деньги, переплатив за импорт, не может вернуть их через повышение тарифов. Там нет затратного принципа.

Где сегодня наиболее острая проблема с прозрачностью закупок?
 
Если вы говорите о проектах, то самые значимые проекты, где заказываются работы и промышленная продукция на десятки миллиардов долларов - строительство нефтепроводов, газопроводов и проекты на шельфе. Именно они нуждаются в самом пристальном государственном и общественном контроле.

Вы критиковали ситуацию с Приразломным и начало Штокмановского проекта...

Не только. Еще я отмечал положительный опыт компании «ЛУКойл», которая за счет проектов на шельфе создала в промышленности новые рабочие места. Хотелось бы этот опыт распространить и на другие проекты. Компания «ЛУКойл» ничуть не более патриотична, чем «Газпром», просто она деньги считает и там не действует затратный принцип.

Есть ли в «Газпроме» и «Транснефти» люди, способные изменить ситуацию?

Дело не в отдельных людях. Надо менять систему. Люди есть, конечно. В частности, в «Газпроме» работает член правления Игорь Федоров - умный и порядочный руководитель, который с первого дня пресекает коррупцию и систему «уполномоченных» поставщиков. Меня приятно удивило, что он публично способен отвечать на самые острые вопросы поставщиков. Работаем в постоянном контакте, и Игорь Федоров всегда конструктивно реагирует на критику. В «Транснефти» ситуация иная, на мой взгляд, значительно более закрытая. Система обратной связи с этой компанией не работает.

Вернемся к ТНК-BP. Герман Хан заявил: «Мы намерены улучшить взаимодействие с контрагентами и надеемся на взаимную открытость, доверие и профессионализм наших поставщиков и подрядчиков».
 
Герман Хан одним из первых поддержал начинание по созданию единого Реестра подрядчиков и поставщиков нефтегазового комплекса. Сегодня недобросовестный подрядчик, обманув ТНК-BP, может обмануть «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз». Каждая компания ведет реестры самостоятельно. Обмена информацией нет. Реестр подрядчиков и поставщиков – открытая, подчеркиваю, открытая база данных, своего рода кредитная история каждого поставщика.

Использование нефтегазовыми компаниями единой базы данных позволит повысить статус добросовестных поставщиков и удалить с рынка всяких мошенников и пустышек.

Но мы знаем, что крупнейшими поставщиками нефтегазового комплекса иногда являются «пустышки» или как их называют «прокрадки», которые не заинтересованы в публикации объективной информации о себе в таком реестре.
 
Не буду лукавить, такая проблема есть. Но с развитием системы МТО и переходом на мировые стандарты ситуация неизбежно будет меняться, поэтому Реестр обречен на успех.

Будет ли Союз производителей нефтегазового оборудования сотрудничать с Советом ТНК-BP по взаимодействию с поставщиками и подрядчиками?

Мы уже сотрудничаем. Союз инициировал создание Координационного совета потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса, в который входят представители ТНК-BP. Координационный совет – уникальная площадка, которая собирает руководителей служб МТО всех крупных предприятий нефтегазовой отрасли России. Заседания Координационного совета проводятся обычно в переговорной члена правления ОАО «Газпром» Игоря Федорова. ТНК-BP одной из первых поддержала создание этой структуры.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.