Top.Mail.Ru
Курганская область
0

Нужно вернуть казачеству право служить Отечеству

В России продолжается реализация плана становления казачьего движения. В новейшей истории оно развивалось спонтанно, однако сейчас переходит на новый уровень когда на смену внешней атрибутике и разговорам приходят реальные стратегии. О ситуации «УралПолит.Ru» рассказал заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Сергей Сметанюк.

В России продолжается реализация плана становления казачьего движения. В новейшей истории оно развивалось спонтанно, однако сейчас переходит на новый уровень когда на смену внешней атрибутике и разговорам приходят реальные стратегии. О ситуации «УралПолит.Ru» рассказал заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Сергей Сметанюк.


Сергей Иванович, изменилось ли ваше отношение к казакам, когда Вы стали председателем комиссии Уральского федерального округа по делам казачества?


Да, безусловно, изменилось. О казачестве мы больше можем судить как о явлении историческом. Каждый из нас читал произведения Шолохова, еще из школьной программы мы помним Запорожскую Сечь во главе с Тарасом Бульбой и, наконец, знаем историю покорения Сибири Ермаком. Этих трех источников уже достаточно, чтобы к героическому прошлому казачества относиться с уважением. К современным казакам большинство людей относится, мягко говоря, с непониманием. И для этого есть вполне объективные причины – вдруг откуда-то появились люди с казачьими шашками, которые стали именовать себя полковниками и есаулами, за непонятные заслуги награждать сами себя георгиевскими крестами, требовать от государства наделы земли и другие льготы. Ситуация усугубилась, когда псевдопатриоты стали использовать казаков в политических играх. Сразу в казачьем движении начался раскол. Борьба группировок и лидеров довольно сильно дискредитировала казачье движение в обществе. «Казачью» вывеску могли использовать кто угодно. За девяностые годы зарегистрировано более 700 организаций и объединений, причислявших себя к казачеству. Подобные вещи, безусловно, подрывают авторитет казачества.


Сейчас ситуация существенно изменилась?


Это все пена, которая со временем оседает. Если вникнуть в проблему глубже, то мы увидим, что дух казачества в народе жив. Многие не просто гордятся тем, что их предки были казаками, но и свято берегут казачьи традиции. Главный казачий девиз – жизнь за веру, волю и Отечество, а вовсе не бравирование чинами и бряцание шашкой. В современном понимании «казаки» – это не этническое или социальное сословие, это сообщество людей, у которых есть внутренняя потребность служить России и своему народу, создать условия для возрождения исконных нравственных идеалов нашего общества. Серьезный потенциал для развития казачьего движения это ветераны Вооруженных Сил. В каждом регионе у нас зарегистрированы десятки ветеранских общественных организаций. В их уставах прописаны те же самые цели, что и у казачьих общин. Но именно увлечение младоказаков образца 90-х внешней атрибутикой отпугивает бывших солдат от казачьего движения. Ведь они действительно служили Родине, многие из них воевали, они знают истинную цену наградам и не хотят с «ряжеными» иметь ничего общего.


У Вас есть видение того, как изменить сложившуюся ситуацию?


Для этого не нужно ничего изобретать. Нужно вернуть казачеству его истинное предназначение – право и обязанность служить Отечеству. Как только вопрос о государственной службе казачества от решения организационных моментов перейдет в реальную плоскость, и вступление в казачью общину будет означать готовность идти охранять государственную границу, патрулировать улицы, тушить лесные пожары, идти на военную службу, а то и просто пахать землю в казачьей станице, так сразу этот наносной декоративный слой с казачества ветром сдует. Те, кто пришел за чинами и бюджетными деньгами, сами сбегут. Останутся нормальные активные люди, готовые работать, служить Родине, заниматься воспитанием молодежи. Тогда и отношение общества к казачеству измениться, и офицеры, уходя в отставку с военной службы, будут почитать за честь вступить в казачье войско и продолжать активно участвовать в общественной жизни России. 

 

А много ли таких людей в России, готовых бескорыстно идти служить, в то время как подавляющее большинство людей думают, как и где заработать?


Давайте определимся в терминах. Если мы говорим о государственной службе, то законодательство предусматривает денежное содержание служащих, то есть заработную плату. Если говорим об общественной деятельности казаков, тогда эта работа проводится на безвозмездной основе. Есть те, которые готовы идти на службу, но еще больше тех, кто готов работать на общественных началах.


Вот один известный пример, когда два года назад начались боевые действия в Южной Осетии тысячи казаков стали обращаться в военкоматы с просьбой отправить их воевать, а многие их них без всякого разрешения со своим оружием и обмундированием отправились к месту боев. Другое дело, что у Министерства обороны не было правовых оснований для формирования казачьих отрядов. Закон о военной службе у нас не предусматривает возможность заключения контрактов на один-два месяца или на период военных действий. Но важен сам порыв – казаки готовы были и бескорыстно, и безвозмездно идти и с оружием в руках защищать осетин, которых они считают своими братьями по православной вере.


Еще один пример, недавно к полномочному представителю Президента обратился отставной полковник, бывший десантник Анатолий Пусев с просьбой поддержать его проект создания в Тюмени центра патриотического воспитания молодежи и допризывной подготовки к военной службе. Он за свои средства разработал проект, арендовал землю, начал строительные работы, подключил к этому проекту целый ряд общественных организаций, областной Совет РОСТО, командование войсковых частей. Мы посмотрели его разработки – целый военный городок с тиром, тренажерами, казармой и даже взлетно-посадочной полосой для приема самолетов. Как оказалось, все проблемы с выброской парашютистов он уже согласовал и с аэронавигацией, и с авиаклубом, и даже с местным колхозом, на земли которого будут приземляться его будущие курсанты. Что движет человеком? Карьеру он уже сделал, у него вполне приличная пенсия, собственный бизнес, какая у него может быть корысть? Да просто человек всю жизнь отдал службе, и сейчас потеря авторитета армии в обществе для него личная трагедия. Он решил, что нужно не стенать по этому поводу, а взять и своими руками что-то сделать для того, чтобы было по-другому. Я у него спросил при личной встрече, как он относится к казачеству. Так оказалось, что казаков он уже тоже приобщил к этой работе. Такие люди – это наш резерв, я полагаю, что рано или поздно они станут во главе казачьего движения.


На каком этапе, на Ваш взгляд, сейчас находится становление казачьего движения? Что уже сделано со стороны государства, чтобы казаки стали реальной, а не потешной силой в России?


Это достаточно прозаичные истины: чтобы казачество в России стало реальной силой нужна законодательная база, юридическое оформление казачьих общин, регистрация в Минюсте, принятие уставов, формирование реестров и подбор кадров. Что уже из этого сделано со стороны государства: с 2005 года действует Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», в 2008 году Президентом России Дмитрием Медведевым утверждена Концепция государственной политики в отношении казачества, которая определяет систему принципов и приоритеты деятельности органов государственной власти по развитию казачьего движения. Издан указ Президента и постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок привлечения казаков на государственною службу. Успешно работает Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, которым руководит заместитель руководителя президентской администрации. В соответствии с поручением полномочного представителя Президента Управление юстиции по Свердловской области разрабатывает модельный региональный закон по развитию казачества с учетом опыта Краснодарского края, Омской области и других регионов. В Уральском федеральном округе мы практически завершили работу по регистрации казачьих обществ в управлениях юстиции.


Это все, что касается юридической стороны вопроса. С практикой дело обстоит сложнее. Законом госслужба казаков предусмотрена в рамках государственного казачьего реестра. Это уже не общественное образование, а государственная структура, и формируется она на федеральном уровне. Ускорить этот процесс ни на уровне регионов, ни на уровне округа мы пока не можем. Но, тем не менее, некоторые проекты мы реализуем и на нашем уровне. Например, на территории округа открыты казачьи кадетские школы. Причем, оказалось, что желающих учиться в казачьих школах и классах больше, чем мы пожжем принять.


В этом году мы приняли участие в общероссийском смотре на звание «Лучший казачий кадетский корпус». Из нашего округа лучшими себя проявили школа из Кургана и школа из города Ревды Свердловской области. Опыт оказался удачным, интерес у ребят к общению в таком формате огромный. Сейчас полномочный представитель Президента Николай Винниченко подписал распоряжение о проведении окружного смотра конкурса казачьих кадетов.

У нас есть чему поучиться у наших соседей из Омской области. Во время проведения выездного заседания Совета по делам казачества в городе Омске, мы побывали в казачьей станице Генераловка, которая обустроена на границе с Республикой Казахстан. Из четырехсот жителей станицы двести считают себя казаками. На базе станичного общества создано 9 крестьянско-фермерских хозяйств. Коневодство – это отдельное направление хозяйства и гордость станичников. Помимо этого, казаки несут службу на государственной границе. Но главное, в этой станице жив казачий дух, и крепки казачьи традиции, поскольку люди заняты реальным делом. Полагаю, что опыт создания и организации подобных казачьих станиц является передовым и мог бы стать значимым проектом Уральского федерального округа в рамках реализации государственной концепции в отношении российского казачества. На последнем заседании окружной комиссии по казачеству мы обсудили этот вопрос и направили свои предложения руководителям регионов для практической реализации.

 



Вы верите, что казачество в России превратится в реальную силу?


Многие годы роль казачества истории в России намеренно принижалась. Сразу после революции в двадцатые годы прошлого века на казачество обрушились невиданные репрессии, многие казаки были расстреляны без суда и следствия, остальные были отправлены в ГУЛАГ. Все заслуги казачества перед Родиной были тщательно вычеркнуты из всех исторических документов. Но, мы должны помнить, что южные рубежи Россия сумела удержать только благодаря казачеству, промышленное освоение Урала стало возможным благодаря надежной защите казачьих отрядов, и Сибирь была присоединена к России тоже благодаря казакам.


С момента возникновения казачества на Руси, своим главным и священным долгом казаки считали защиту православной веры. Каждый поход, каждая акция казаков освящалась православным священником. Эта священная традиция сегодня не потеряла своей актуальности и должна соблюдаться неукоснительно. Патриарх Всея Руси Кирилл принял решение взять казачье сообщество России под свое духовное окормление.


Если сейчас, когда мы говорим о времени духовного возрождения страны и возвращения к нравственным истокам народа, мы забудем, чем Россия обязана казачеству, мы потеряем целый пласт нашей национальной культуры. Не зря президент страны Дмитрий Медведей такое огромное внимание уделяет возрождению казачества. Я абсолютно уверен, что будущее у российского казачества есть.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.