горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
Московская область
13 декабря 2010, 16:02 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «ФедералПресс»

Вузовское образование требует незамедлительных мер государственного реагирования

Проблемы высшего образования требуют незамедлительных мер государственного регулирования, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и развитие кадрового потенциала системы высшего профессионального образования. Об этом в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты РФ, доктор экономических наук, академик Российской академии естественных наук.

Проблемы высшего образования требуют незамедлительных мер государственного регулирования, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и развитие кадрового потенциала системы высшего профессионального образования. Об этом в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты РФ, доктор экономических наук, академик Российской академии естественных наук.

Сергей Анатольевич, в круг Ваших обязанностей как аудитора Счетной палаты РФ входят многие направления социально-экономической деятельности государственных организаций и предприятий. Но одно из Ваших последних исследований было посвящено анализу подготовки специалистов в вузах, что само по себе вызывает особое внимание общества, поскольку напрямую связано с объявленной модернизацией страны. И к каким же выводам Вы пришли?


Не скрою, оптимизма они не добавили, хотя было приятно, что комиссия Совета Федерации РФ незамедлительно вынесла обсуждение этого очень актуального, на мой взгляд, вопроса на площадку верхней палаты парламента РФ. А это высокий уровень. Как говорили древние римляне, капля точит камень не силой, а частым падением. Поэтому обсуждение в Счетной палате, обсуждение в Совете Федерации, я думаю, что и обсуждение в Госдуме, позволит во многом ускорить решение тех проблем, которые мы выявили. Были проанализированы материалы и информация, полученные от более 30 организаций, которые являлись объектами глубокого изучения. Мы задействовали большое количество аналитиков. И выяснилось, что подготовка специалистов в вузах не приведена в соответствие с потребностями рынка труда. Для получения дополнительных доходов вузы осуществляют обучение специальностям, каковые не являются профильными для них и дефицитными на рынке труда. При этом наблюдается острая нехватка инженерных кадров для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, что служит сдерживающим фактором перехода экономики на инновационный путь развития. Мало внимания уделяется профессиональной ориентации подрастающего поколения, популяризации профессий, необходимых для инновационного развития страны, привлечению молодежи к приобретению знаний в сфере высокотехнологичных и наукоемких отраслей.

Анализ оплаты труда профессорско-преподавательского состава в разрезе отдельных вузов и регионов свидетельствует о значительной ее дифференциации. В стране среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава ниже, чем в целом по экономике. В то же время заработная плата административно-управленческого персонала вузов часто превышает заработную плату преподавателей, в том числе высшей квалификации. Это приводит к уменьшению доли наиболее опытных и трудоспособных преподавателей в возрасте от 40 до 60 лет. И нельзя не принять меры по нормативно-правовому регулированию условий труда профессорско-преподавательского состава и установлению ограничения на количество вузов, в которых преподаватель может работать на условиях совместительства. Сложившаяся же практика показывает, что наиболее приемлемое ограничение по совместительству – не более чем в двух вузах. Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос о дополнительной правовой регламентации порядка оплаты труда в высших учебных заведениях.

Известно, что финансирование научной деятельности вузов в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета…

Что свидетельствует о слабой заинтересованности бизнеса в использовании потенциала вузовской науки. В стране сложилась парадоксальная ситуация, при которой общая координация научных исследований и разработок, в том числе исследований, финансируемых исключительно органами исполнительной власти и государственными академиями наук, в основном за счет средств федерального бюджета, отсутствует! Что приводит к дублированию научных работ и препятствует консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-технических проектов и введения в хозяйственный оборот результатов исследований и разработок.

Престижность труда ученых снизилась, происходит интенсивный отток научных кадров из отрасли, в том числе за рубеж. Дефицит высококвалифицированных научных кадров в исследовательских организациях значителен. Меры, принимаемые по привлечению молодежи в науку и ее закреплению, явно недостаточны. Продолжает увеличиваться доля исследователей старше 70 лет. Пополнение науки молодыми учеными осложняется тем, что работать в этой сфере после аспирантуры изъявляют желание не более 20 процентов аспирантов.

Подготовка научных кадров не ориентирована на развитие кадрового потенциала страны в целях перехода экономики на инновационное развитие. Более того, с 1990 по 2008 год вдвое уменьшился удельный вес выпускников аспирантуры по физико-математическим, химическим, биологическим, сельскохозяйственным, техническим наукам.

Дабы обеспечить выполнение задачи по формированию национальной инновационной системы, нацеленной на реализацию всей инновационной цепочки – от фундаментальных исследований до производства и реализации конкурентоспособной инновационной продукции, видимо, не обойтись без создания механизма координации научных исследований, выполняемых в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

Таким механизмом может стать межведомственная комиссия по приоритетным направлениям научных исследований, определяемых на основе оценки их значимости для инновационного развития экономики, с участием Минобрнауки России, Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, государственных академий наук, Счетной палаты Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, государственных корпораций. А для решения перечисленных проблем целесообразно создать единый экспертно-аналитического центр, осуществляющий мониторинг, анализ и оценку научно-исследовательской деятельности и работы научно-исследовательских кадров прежде всего с точки зрения качества и соответствия установленным приоритетам научных исследований. На центр могут быть возложены функции организации и проведения государственной экспертизы федеральных целевых и отраслевых научно-технических программ, научно-технических, инновационных и инвестиционных проектов, а также их результатов. Кадровой основой такого центра должно стать экспертное сообщество Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, включающее наиболее компетентных специалистов вузовской, академической и отраслевой науки. Необходимо принять срочные и действенные меры государственного регулирования, направленные на привлечение молодых кадров к управлению в сфере науки и образования. Одна из таких мер – регламентация срока пребывания на высших должностях управления научными и образовательными организациями. Так, в отношении образовательных организаций необходимо, как мы полагаем, ограничить срок пребывания в должности ректора, проректора, декана – не более 10 лет. И совершенно необходимы скоординированные действия на всех уровнях власти по повышению качества образования, активности научно-технической и инновационной деятельности, созданию организационно-экономических и научно-технических структур нового типа, способных обеспечить взаимосвязь науки и образования с бизнесом и придать высокий динамизм коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок.

И для этого, пожалуй, созданы Сибирский, Южный, Дальневосточный, Северный (Арктический), Приволжский, Уральский и Северо-Восточный федеральные университеты, 28 государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования и учреждению РАН «Санкт-Петербургский академический университет – Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН» присвоена категория «национальный исследовательский университет».

Но контрольные мероприятия показывают, что объемы финансирования аналогичных, но не столь, разумеется, объемных проектов, как Сколково, в регионах нередко не соответствуют нормам, необходимым для своевременного ввода объектов строительства в эксплуатацию. И при определении победителей конкурсов допускались необъективные решения, не основанные на утвержденных критериях, что противоречило самому понятию конкурсного отбора. Например, в 2007 году в число победителей конкурсного отбора вошли Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова, занявшая в рейтингах по двум утвержденным критериям лишь 90 и 83 места, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации – 17 и 71 места. При этом в число вузов-победителей не вошли Саратовский государственный технический университет, занявший в рейтингах соответственно 4 и 19 места, и Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), занявший 7 и 29 места.

Поступление внебюджетных средств в науку не стимулируется, в результате чего основную часть нагрузки несет федеральный бюджет. Так, доля расходов на фундаментальную науку, финансируемых из средств федерального бюджета, составляет свыше 60 процентов, в то время как во Франции расходы бюджета на фундаментальную науку составляют 40, в Японии – 15 процентов.

На деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования существенное воздействие оказывает депопуляция населения (прежде всего в силу сокращения численности выпускников общеобразовательных учреждений). Начиная с 2007 года, наблюдается резкое сокращение выпуска из 11-х классов. В 2008 году он составил 958,9 тыс. человек, в 2009 году – 899 тыс. человек, предполагается, что в 2010 году выпуск составит 822,0 тыс. человек.

Престижность труда российского учителя настолько низка, что в 2009 году в педагогические вузы был недобор абитуриентов на бюджетные места.

Социологические обследования, проведенные Институтом социологии образования Российской академии образования о планах студентов педвузов, показали, что доля студентов, проявляющих желание работать после окончания вуза по полученной специальности, сократилась до 10,1 процента. Серьезное отставание российских школьников от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков, к тому же социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем.

То есть образование перестало играть роль «социального лифта»?

Более того – снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию. Самое большое сокращение численности исследователей наблюдается в науках, способствующих инновационному развитию. В период с 1994 по 2007 годы число исследователей в технических областях уменьшилось на 29,3 процента, в сельском хозяйстве – на 24,6 . Число кандидатов технических наук сократилось на 31,4 процента, по естественным наукам – на 18,0 , сельскохозяйственным – на 16,9. Сравнивая кадровый потенциал России и других стран, следует отметить, что доля населения России, имеющего высшее и послевузовское образование, составляет 28,6 процента, а в 24 странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) диплом о законченном высшем образовании имеют в среднем 36 процентов взрослого населения. И за последние десять лет количество выпускников вузов в Австрии, Финляндии, Италии, Португалии, Словакии и Швейцарии удвоилось.

Наша объемная аналитическая записка направлена президенту Дмитрию Анатольевичу Медведеву, председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину. Главным мы считаем – надо во многом вернуть те качества и черты высшего профессионального образования, которые были в советское время и которые, к сожалению, утрачены в период 90-х – начала 2000-х годов. Все позитивное, что работало в старой системе, необходимо восстановить. Безусловно, учитывая реалии сегодняшнего времени.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1