Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Союз БРИКС обречен на успех, несмотря на скепсис критиков»

Анатолий Аксаков
Будущее – за взаимопроникновением технологий

Непростая экономическая ситуация в мире сегодня ставит перед Россией задачи по интеграции с другими развивающимися экономиками. Особенно важным в этом контексте является взаимодействие со странами-участницами БРИКС. О перспективах сотрудничества этих стран корреспонденту «ФедералПресс» рассказал на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016) председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.

Какие проблемы на пути интеграции стран БРИКС надо решать в первую очередь?

Прежде всего это, конечно, инфраструктура. В этом аспекте я вижу особенно большие перспективы во взаимоотношениях России, Китая и Индии. С Китаем мы имеем общую границу, Индия расположена на доступном расстоянии. Именно развитие инфраструктуры расширит возможности этих стран. Для решения этих проблем мы создали свободную экономическую зону – город Владивосток, чтобы соединить Китай с Тихим океаном. В Китае есть северо-восточные провинции, которые сейчас не имеют доступа к Тихому океану, а по суше им дорого поставлять товары даже внутри своей страны. И они очень заинтересованы, чтобы через океан поставлять свои товары по всему Китаю. Спрос огромный, а ВВП двух северо-восточных провинций Китая сопоставим с ВВП России. Также в перспективе мы рассчитываем на развитие транспортного коридора Север – Юг через Каспийское море, поскольку там есть Иран. Раньше он был под санкциями, но сейчас они с него сняты. Это сейчас дает дополнительный импульс к тому, чтобы реализовать идею связи с Индией по каспийскому коридору. Она уже давно обсуждалась, и ее поддерживают. РЖД инициативно думает над этой идеей, потому что она вполне здравая.

Каким вы видите будущее экономик стран БРИКС?

Думаю, будущее – за взаимопроникновением технологий. Есть своя силиконовая долина в Индии (Бангалор), есть силиконовая долина в Китае (Чжуньгуаньцунь), и Россия сейчас тоже стремимся создать научно-техническую базу в Сколково, плюс реанимировать научные центры, которые еще в советское время были созданы. Надо вдохнуть в них новую жизнь, и они станут центрами генерации новых технологий. Таких центров у нас с десяток: в Новосибирске, Зеленограде и других регионах. МГУ сейчас собирается стать таким центром: не прикладным, но фундаментальным. Вместе с Пекинским политехническим институтом МГУ заложил в Шенчжене российско-китайский университет, где будут учиться и россияне, и китайцы, и представители других стран. Это и будет примером взаимопроникновения образовательных программ. Такие центры, которые будут все больше формироваться, постепенно приведут к созданию общего экономического, технологического и культурного пространства. Будет такой большой евразийский союз, я в этом уверен. И в него войдут три мощные державы – Россия, Китай и Индия. Они будут являться доминирующей силой в БРИКС.

А что можно сказать о других странах-участницах союза?

ЮАР фактически является ведущей державой на африканском континенте. ЮАР будет все больше занимать лидирующие позиции. В том числе, влияя на ситуацию в арабских странах Африки. И Россия, и Китай, и Индия будут все больше заинтересованы в том, чтобы проникать на этот континент. Конечно, в значительной степени сейчас мировая экономика развивается за счет Азии. Но рано или поздно Азия достигнет определенного уровня и уже не сможет развиваться такими темпами, как сейчас. Это произойдет, я думаю, через 10-15 лет. Африку ожидает взрывной рост в перспективе буквально ближайших 3 лет. Главная проблема там – это политическая нестабильность, которая стимулируется внешними влияниями. Где-то влияют саудиты, где-то американцы, где-то французы, немцы или англичане. Как только эта нестабильность уйдет, этот рост начнется сразу же. Также будет неизбежно повышаться образовательный потенциал, так как этому способствует нынешний век интернета, распространение знаний.

Как решить проблемы, которые интеграция экономик стран БРИКС ставит перед предпринимателями?

Ключевая проблема сейчас – это банковское обслуживание товарооборота и инвестиционного процесса. Поскольку американцы ввели санкции, крупнейшие банки стран БРИКС опасаются работать с российскими банками. При этом они подчас даже не вникают, кто попал под санкции, а кто нет. Наибольший интерес в этой связи для нас представляют китайцы – у них и деньги есть, и товарооборот у нас там растет, и активно идут отношения между малым и средним бизнесом. Но при этом банковское обслуживание страдает. Зачастую для обслуживания товарооборота малого и среднего бизнеса деньги ввозят наличными.

На ПМЭФ-2016 заключались соглашения, направленные на решение этих проблем?

Председатели Центрального банка Китая и Центрального банка России договорились на форуме наладить отношения между банками второго эшелона. Ведь наш второй эшелон не под санкциями. И на китайцев не слишком сильно сказываются влияния западных структур. Но наша взаимная работа все равно пока разворачивается медленно, поскольку есть инерция. И относительно небольшим банкам Китая (которые по нашим меркам довольно крупные), не интересно работать на внешнем рынке. Они больше ориентированы на свой внутренний рынок, поэтому все посылы воспринимают довольно вяло. Но работа в этом направлении ведется все равно. Мы также договорились, что представительства Центрального банка Китая будут созданы в Центральном банке России и – наоборот. Таким образом, какие-то недоразумения, которые возникают в банковском сопровождении проектов или товарооборота, будут сниматься.

Из такого взаимодействия следует, что можно говорить о сильном интересе Китая к России?

Китай реально заинтересован в России, он уже в нее инвестирует. Я как депутат от Чувашии могу сказать, что в регионе есть несколько совместных проектов с Китаем. Например, они инвестируют в химическое производство продукции, которая им нужна для золотодобывающей промышленности. Эта продукция будет использоваться и в нашей стране, и в Китае. Раньше химическую продукцию китайцы производили сами, но сейчас в результате девальвации рубля наше производство стало дешевле.

Что бы вы сказали критикам БРИКС, которые не верят в перспективы союза?

Очевидно, что страны БРИКС будут увиливать позиции в мире, их ВВП будет расти. Прежде всего это касается Китая и Индии – у них и сейчас колоссальные темпы роста экономики. Я думаю, что Россия тоже восстановится в ближайшее время. Она просто обречена на высокие темпы, потому что в противном случае мы безнадежно отстанем от ведущих стран мира. Нам нужна реиндустриализация, а это высочайшие темпы роста – 5,7 а то и 10 процентов в год. Соответственно будет расти ВВП, мощь этих стран, влияние на мировую экономику. Взрывной рост ожидается в Африке после ростов Азиатских странах. Их влияние будет расти, роль БРИКС тоже, поэтому скепсис в отношении союза непонятен. Будут создаваться новые финансово-экономические институты, которые смогут конкурировать с МВФ, мировым банком, финансируя и оказывая влияние на глобальные процессы.

Сюжет по этой теме
18 июня 2017, 09:20

«Иннопром-2017»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.