В декабре 2016 года был сформирован новый состав избирательной комиссии Нижегородской области со сроком полномочий до декабря 2021 года, этот процесс проходил в авральном режиме: законодательное собрание не успело в установленные сроки назначить свою половину состава, за что спикер получил своеобразный выговор со стороны депутатов. Председателем комиссии по предложению ЦИК России была избрана начальник организационно-кадрового отдела облизбиркома Оксана Кислицына. В интервью РИА «ФедералПресс» она рассказала о своих задачах на срок полномочий, как избирательная комиссия области будет бороться с нарушениями на выборах и какие избирательные кампании ожидаются в регионе в наступившем году.
– Оксана Анатольевна, поздравляем Вас с избранием на должность! Расскажите, успели ли Вы уже познакомиться со всеми членами избирательной комиссии и наладить взаимодействие с органами власти?
– Состав избирательной комиссии обновился, но большинство членов комиссии, безусловно, мне знакомы по предыдущей работе. Восемь человек – люди, с которыми я, так или иначе, пересекалась в разные периоды моей работы. Люди новые как члены избирательной комиссии области, но не новые в системе избирательных комиссий, поскольку у нас есть представители избирательной комиссии Нижнего Новгорода, члены региональной комиссии предыдущих составов, есть люди, которые были связаны с выборами в рамках деятельности политических партий. Попыталась пообщаться с теми, кто был назначен в нашу комиссию впервые, – люди адекватные, профессиональные, думаю, сработаемся. С руководителями органов власти планирую в ближайшее время встретиться, чтобы познакомиться и обозначить круг вопросов, которые совместно предстоит решать. Пока личной встречи с председателем Законодательного собрания не было, с губернатором после назначения - тоже, но, я думаю, это вопрос времени. Я к общению и взаимодействию готова.
– И о планах работы на предстоящий срок полномочий нового состава облизбиркома. Что хотелось бы изменить или, наоборот, оставить в его работе?
– Для меня основная задача – выстроить четкую систему избирательных комиссий. Хочется, чтобы система «избирательная комиссия Нижегородской области – территориальные избирательные комиссии – участковые избирательные комиссии» работала как единая составляющая без отклонений от законодательства не только в период избирательных кампаний, но и в межвыборный период. Хочется продолжить работу по обучению членов избирательных комиссий, потому что считаю, что этому направлению было уделено недостаточное внимание, и возникающие ошибки в работе комиссий связаны где-то с нашими недочетами в плане профессионального обучения кадров комиссий. А у нас 694 члена ТИК и около 21000 членов УИК. И, хотя, мы ежегодно принимаем комплексные программы по обучению, но, возможно, что-то не разъяснили до конца, а что-то, может, забылось. Избирательное законодательство довольно сложное и быстро меняющееся, добавляются какие-то нововведения в силу развития средств автоматизации, изменения политической обстановки, иных обстоятельств… Комиссии нужно постоянно напитывать этой информацией. Основная форма обучения, которую я вижу и постараюсь, чтобы она была введена, – собирать людей и разговаривать «глаза в глаза». Очень хочется видеть обратную реакцию. Поэтому будем выезжать в районы и учить людей на местах. Знания участковым комиссиям мы будем пытаться передавать через территориальные комиссии: мы научили ТИКи, и они поехали учить участковые комиссии.
Очень хотелось бы оставить людей, которые живут этой работой. У нас ТИКи не являются юридическими лицами, члены комиссии работают не на штатной основе, и для них – это «хобби» в межвыборный период: у них есть основная работа, и они дополнительно берут на себя еще обязанности по работе в ТИК. Поэтому очень хочется, чтобы остались люди, которым интересен избирательный процесс, которые душой болеют за дело, для которых слово «закон» – это основное слово в работе.
Хочется продолжить работу по повышению правовой культуры избирателей. У нас достаточно хорошо, на мой взгляд, налажена работа с молодыми и будущими избирателями, с гражданами с ограниченными физическими возможностями. Нужно развивать работу с представителями политических партий – не раз в квартал, когда они сдают свою отчетность – в течение предвыборного периода собирать их, выяснять, какие у них есть вопросы и пожелания. Это то, что касается гласности и открытости в деятельности нашей комиссии. Считаю, что с партиями нужно больше общаться. Многие вопросы могут быть решены на уровне встреч и общения по поводу возможных претензий со стороны партий. Зачастую жалобы возникают не потому, что действительно есть какое-то нарушение, а, кажется, что эти нарушения могут быть. Эти «могут быть» можно решить в рамках встреч с работниками аппарата и членами избирательной комиссии.
– Какие-то законодательные инициативы облизбирком собирается вносить?
– Не могу утверждать, будет ли это принято, но, надеюсь, что будем рассматривать вопрос о придании ТИКам статуса юридических лиц либо организации работы некоторых членов ТИК на штатной основе. Назрела необходимость. В этом вопросе, конечно, есть и плюсы, и минусы. Их нужно обсуждать. И мы планируем заняться этим в ближайшее время.
– Как избирательная комиссия региона будет бороться с фальсификациями на выборах, формированию так называемых участков-фантомов, на которые в предыдущие избирательные кампании поступали нареканий и жалобы?
– Формирование временных участков – регулируемая законом норма. Это однозначно допустимо делать, иногда это необходимо делать: в местах содержания под стражей подозреваемых, в больницах, в аэропортах и на вокзалах, на предприятиях с непрерывным рабочим циклом. Все это законом допустимо, другое дело – в каких формах и масштабах. Каждый конкретный случай, безусловно, должен быть рассмотрен, и голосование должно быть обеспечено в рамках закона. Комиссии должны внимательно изучать каждый конкретный случай.
Мне очень близка позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая заключается в следующем: по закону работаете – вопросов никаких нет, начинаются отклонения – не ищите защиты. Если рассматривать нарушения, допущенные в ходе избирательных кампаний 2016 года, считаю, что необходимо исследовать все обстоятельства, сопутствующие этим нарушениям. Не думаю, что это было личное желание нарушителей. В своей работе приложу максимум усилий, чтобы такие обстоятельства исключить.
– Одно из таких нарушений на выборах в Автозаводском районе в прошлом году зафиксировала камера видеонаблюдения. Отсюда вопрос по техническим средствам на выборах: видеокамерам, КОИБам, КЭГам. Показали ли средства автоматизации свою эффективность на выборах? Будете ли вы распространять практику их использования?
– Видеонаблюдение – очень хорошее, дисциплинирующее всех средство. Оно не должно нарушать тайну голосования, но это процедурные моменты, по которым уже приняты нормативные документы. А так, считаю, что нам скрывать нечего.
У нас в Нижегородской области была практика использования и КОИБов, и КЭГов. Наиболее доступными для избирателей, как мне показалось, являются КОИБы. КЭГи – это более сложные устройства, с которыми у людей, например, пенсионного возраста были определенные проблемы. Но плюсы и минусы есть везде, и я за любые технические нововведения, если проведена апробация на должном уровне. Нужно стремиться к тому, чтобы облегчить процесс голосования для избирателей.
Решение об использовании средств автоматизации принимает избирательная комиссия, организующая выборы. Во многом их использование зависит от финансовых возможностей комиссий. Развертывание одного КЭГа – это достаточно большие деньги, около 30 тысяч. Обязательного же требования использования этих устройств нет.
– Сколько избирательных кампаний пройдут в Нижегородской области в 2017 году?
– В 2017 году у нас в регионе планируются выборы только на уровне представительных органов муниципальных образований. В марте будут дополнительные выборы в Пильнинском районе (замещаются два мандата в четырехмандатном округе). В сентябре, по состоянию на сегодняшний день, пройдут очередные выборы в городе Кстово Кстовского района, в городских округах Шахунья и Первомайск и в Ардатовском муниципальном районе: в рабочем поселке Ардатов, Хрипуновском сельсовете, Чуварлей-Майданском сельсовете. Всего будут замещаться 94 мандата. Также планируется замещение трех мандатов на дополнительных выборах в городскую думу Нижнего Новгорода.