Уже в этом году музей «Херсонес Таврический» будет строить новое фондохранилище, которое обойдется Минкульту в 600 млн рублей. Но даже новые здания скорее дополнят, а не заменят существующие площади. О соглашении, по которому церковь и музейщики будут мирно уживаться, и о планах развития объекта ЮНЕСКО в интервью «ФедералПресс» рассказала директор государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Светлана Мельникова.
Светлана Евгеньевна, коллегия Минкульта на прошлой неделе одобрила концепцию развития музея-заповедника «Херсонес Таврический» на 2016–2026 годы. Кто и что теперь будет делать?
Концепция, которую музей-заповедник успешно защитил, представляет собой глобальный программный документ. В ней наряду с общим целеполаганием мы старались предусмотреть совершенно конкретные мероприятия – улучшение материально-технической базы музея: оснащение экспедиций, создание новых экспозиций, к примеру, «Херсонес и море», а также обновление существующих постоянных экспозиций – улучшение инфраструктуры музея, газификация музея. Решение вопроса доставки туристов в музей как по суше, так и морским путем, повышение комфортности пребывания туристов и жителей Севастополя.
Одной из главных задач является капитальный ремонт зданий и реставрация памятников музея как на центральной территории, так и наших средневековых крепостей – Каламита и Чембало. Это достаточно большой комплекс мероприятий. В ближайшее время итоговый текст концепции будет размещен на нашем сайта. Первоочередными задачами мы считаем капитальный ремонт здания № 1, где будет размещено экскурсионное бюро музея, перенос подпорной стены и расширение парковки у входа в музей, ремонт пифосария, ремонт ряда помещений.
При получении дополнительного необходимого финансирования мы готовы в этом году провести реставрационные работы на куртине № 19, установить архитектурно-художественную подсветку на центральной территории музея, провести проектные работы по реставрации крепости Каламита. Важнейшей задачей является строительство котельной и газификация объектов музея.
Конечно же, мы продолжим активную археологическую работу, будем решать вопросы, связанных с мониторингом, охраной и исследованием наших памятников.
Как вы теперь соседствуете с РПЦ? Ведь буквально месяц назад получил огласку имущественный конфликт между музеем и благочинием?
Я бы не стала называть эту ситуацию конфликтной, скорее она спорная, требующая диалога и выработки консолидированного решения. Действительно, Симферопольская и Крымская епархия воспользовалась своим правом и подала заявку на получение в пользование на 50 лет 24 объектов музея. Это практически все здания музея-заповедника, включая экспозиции и выставочные залы, фондохранилища, административные помещения. Выезжать музею некуда, даже при условии завершения строительства фондохранилища. Демонстрация результатов археологических исследований в отрыве от места их обнаружения нецелесообразна.
Херсонес вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальное целостное явление – древний город и его хора, музей и научный центр, экспозиция под открытым небом и выставочные залы. Иного мы для себя не представляем. На территории музея действуют два храма русской православной церкви, ведется активная духовная жизнь, которой никак не препятствует соседство с музеем.
Мы хорошо общаемся с благочинным Севастопольского округа отцом Сергием Халютой, в январе 2017 года музей и епархия подписали соглашение о сотрудничестве. Сегодня и руководством церкви, и Министерством культуры, и музейным сообществом заявление на объекты Херсонеса признано несвоевременным. В удовлетворении заявления епархии Росимуществом отказано по формальному признаку – был представлен неполный пакет документов, что не препятствует повторному обращению.
Наша позиция заключается в том, что следует зафиксировать сложившийся порядок, рассмотреть вопрос о передаче епархии фактически занимаемых ею зданий и сохранить Херсонесский музей в том виде и составе, в каком мы знаем его сегодня. Я хотела бы поблагодарить руководство церкви и страны за взвешенную позицию по данному вопросу, не хотелось бы, чтобы этой ситуацией воспользовались наши политические оппоненты. Мы очень благодарны музейщикам, ученым, представителям средств массовой информации, жителям Севастополя и всем неравнодушным к судьбе музея. Уверена, что музей-заповедник продолжит свое поступательное развитие в мире и взаимодействии со всеми общественными объединениями.
Вы сказали, выезжать некуда – даже при строительстве фондохранилища. Но Минкульт озвучивал финансирование в размере 178 млн рублей, значит, фондохранилище все же появится?
Фонды музея-заповедника насчитывают около 220 тысяч экспонатов и пополняются ежегодно по итогам работы археологических экспедиций. В постоянных экспозициях музея выставлено около 2 % наших коллекций. Значительная часть существующих площадей фондов не соответствует нормативным требованиям.
Мы очень благодарны руководству страны и Министерства культуры, что получили поддержку, и готовимся к строительству нового современного фондохранилища в районе Омега-2 (на участке, принадлежащем музею, вблизи нашего объекта – античной дороги. Сейчас проект здания проходит государственную экспертизу и надеемся уже в этом году начнется этап активных работ на объекте.
Общий объем затрат на строительство составит около 600 млн рублей. В итоге мы получим порядка 800 кв. м соответствующих высокому стандарту площадей хранения фондов, а также кабинеты для хранителей и научных сотрудников, лаборатории, два выставочных зала, залы открытого хранения фондов, зал для лекционных занятий и конференций. Новое здание фондохранилища не заменит существующих площадей, но значительно их дополнит, создаст условия для дальнейшего пополнения коллекций музея, знакомства людей с наследием Херсонеса.
Ранее вы говорили, что музей не справляется с количеством посетителей, счет которым уже перевалил за миллион. В концепции есть какие-то предложения, что нужно сделать, чтобы и сотрудникам музея и посетителям было комфортно?
Речь никогда не шла о том, что музей не справляется. Все туристы были и будут обеспечены полным спектром услуг, включая экскурсионное сопровождение. Кроме того, мы планируем к туристическому сезону 2017 года увеличить состав внештатных экскурсоводов, внедрить аудиогиды.
Реально проблема состоит в том, что существуют объективные, научно обоснованные нормативы антропогенной нагрузки на памятник. В конце 2016 года институтом имени Д. С. Лихачева были проведены исследования по расчету допустимой нагрузки для центральной части Херсонесского музея-заповедника. В прошедшем году были дни, когда количество посещений превышало 10–12 тысяч человек. В исключительных случаях музеем может быть принято решение о временном ограничении посещения музея. Речь идет о небольших паузах в течение дня. Но это скорее будет редкое исключение, чем правило.
Экскурсионные группы будут обслуживаться без сбоев в соответствующее время согласно заявкам.
Введение платных экскурсий как-то скажется на потоке посетителей?
Основной доход музея, как правило, дают входная плата и плата за экскурсионное обслуживание. Вход в Херсонес в этом году останется бесплатным, это принципиальная позиция. Вместе с тем, интеллектуальный труд экскурсоводов в нашем очень жарком климате должен быть оплачен. Музею необходимо развиваться, реализовывать планы нашей концепции, для этого естественно нужны деньги. За те годы, когда музей практически никак не финансировался, здания и памятники, инфраструктура музея пришли в неудовлетворительное состояние.
Безусловно, нас хорошо поддерживает государство. Также мы надеемся на помощь благотворителей. Однако, учитывая объем накопившихся проблем и стоящих задач, этих средств недостаточно. Мы надеемся, что поток экскурсантов сохранится не ниже уровня 2014–2015 года, когда экскурсии были также платными. Государственным заданием наш план заработков установлен в размере 13 миллионов рублей. Около 30 миллионов рублей будет выделено по федеральной целевой программе. Кроме экскурсий мы планируем оказывать и иные платные услуги – продажа сувениров, проведение платных мероприятий, проведение временных, в том числе и привозных выставок. Реально мы готовы реализовать в этом году ремонтные и реставрационные работы, а также иные проекты на гораздо большую сумму – до 90 миллионов рублей, все зависит от поступивших средств.
Попасть в Херсонес сейчас гораздо проще, чем, скажем, еще год-полтора назад – вход бесплатный. Но припарковаться у музея достаточно сложно – и экскурсионным автобусам, и тем более тем, кто приехал на своей машине. Помогает ли правительство в решении этого вопроса?
В соответствии с поручением председателя правительства Российской Федерации правительством Севастополя при участии музея принимаются реальные действия по решению проблемы повышения транспортной доступности музея. В 2016 году с парковочной стоянки перед входом в музей были убраны несанкционированные торговые точки, по всему городу были установлены дорожные указатели к Херсонесу Таврическому.
Мы чувствуем поддержку федерального центра и правительства города в этом вопросе. Насколько мне известно, в настоящее время правительством города ведется работа по организации новой схемы движения транспорта к музею, по созданию перехватывающей парковки вблизи нашей территории. У музея есть свой причал, по нашему предложению руководством города рассматривается возможность организации доставки туристов в Херсонес морским путем.
Что еще нужно сделать до начала курортного сезона?
Необходимо завершить благоустройство территории, ремонт навеса над монетным двором, ремонт нового выставочного пространство в одном из залов Византийской экспозиции, расширить ассортимент предоставляемых на территории музея услуг и сувенирной продукции, завершить работу над аудиогидом, улучшить транспортную ситуацию. В этом году к 190-летию раскопок Херсонеса мы откроем обновленную Античную экспозицию, она была закрыта более десяти лет. Мы обязательно справимся с этими задачами и будем рады встретить миллионного туриста 2017 года.
Херсонес Таврический может и должен стать флагманом археологических музеев-заповедников, вносящим неоценимый вклад в формирование культурного имиджа современной России.