Top.Mail.Ru
Общество
Красноярский край
0

«Ситуация в ЖКХ должна стать прозрачной и понятной»

КРАСНОЯРСК, 22 апреля, РИА ФедералПресс. Во второй день работы Красноярского экономического форума, 21 апреля, состоялся круглый стол, посвященный государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Корреспондент «ФедералПресс» перед проведением мероприятия встретился с модератором дискуссии - заместителем министра Минкомсвязи РФ Михаилом ЕВРАЕВЫМ.

– Михаил Яковлевич, почему именно в Красноярске в апреле проходит своеобразная презентация новой информационной системы, которая должна заработать с 1 июля?

– Для нас Красноярский экономический форум интересен именно своей направленностью, тем, что он посвящен вопросам стратегического развития страны. Проект создания ГИС ЖКХ полностью ложится именно в эту тематику. По сути речь идёт о серьезной структурной реформе отрасли ЖКХ. За последние три года по созданию ГИС ЖКХ проведена огромная подготовительная работа в трех направлениях - создание нормативной правовой базы, разработка самой системы и организационная работа в регионах. Было обеспечено принятие 2 федеральных законов, 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя, проведено более 500 семинаров и вебинаров с ТСЖ, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, интегрировано с ГИС ЖКХ почти 2 тыс работающих в сфере ИТ систем. И сейчас мы подошли к финишному моменту этой работы, когда уже готов и функционал ГИС ЖКХ, и в системе зарегистрированы и размещают информацию более 74 тысяч участников рынка услуг ЖКХ – это все управляющие компании, 75 % ТСЖ и кооперативов, примерно 88 % всех ресурсоснабжающих организаций. В ГИС ЖКХ внесена информация об 11 миллионах домов, 33 миллионах лицевых счетов; 509 банков интегрированы с системой и передали полмиллиарда фактов оплаты жилищно-коммунальных услуг. То есть весь этот огромный массив информации находится в системе и уже сейчас доступен гражданам.

По сути, это «открытие» сферы ЖКХ. А там, где информация открыта и прозрачна, там появляется и общественный контроль, который без этого практически невозможен. Кроме того, система позволит органам власти принимать более точные и взвешенные решения на основе аналитики, автоматически формирующейся в ГИС ЖКХ. Можно будет увидеть информацию по любому дому или компании, сравнить объемы потребления и стоимость поставляемой энергии, сопоставить качество работы органов власти и организаций в регионах по любым параметрам, и многое другое. А это совершенно другая конкурентная среда, которая поможет развиваться добросовестным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг и выявлять недобросовестные компании.

– Давайте перечислим все плюсы, которые ГИС ЖКХ дает именно гражданину.

– Гражданину система дает возможность увидеть все свои начисления по дому и оплатить их, передавать показания приборов учета в электронной форме, общаться с соседями, видеть все договоры и акты выполненных работ, направлять официальные обращения в органы власти и компании, и это далеко не все. Кроме того, позже (примерно с 1 января 2018 года) появится возможность голосовать на собраниях собственников в электронной форме. Я уверен, что это будет очень востребованный сервис, потому что многие люди находятся на работе или в отпуске и просто физически не имеют возможности приходить на собрания собственников. Они фактически не участвуют в принятии решений по дому, а ГИС ЖКХ такую возможность им даст, и это очень важно, потому что по сути это означает, что у нас в жилищной сфере появится полноценное управление собственниками своими домами. Сразу исчезнут проблемы с кворумом и люди почувствуют себя реальными собственниками, способными влиять на то, что происходит с их двором, домом или квартирой.

– В этой системе подкупает еще и то, что с 1 января 2018 года заработает такой экономический рычаг, как «нет информации – нет денег»…

– Да, это ключевая норма, которая специально вводится как экономическая мера против недобросовестных компаний. С 1 января 2018 года гражданин получит право не платить за услуги ЖКХ до тех пор, пока информация о начислениях по его квартире отсутствует в системе. Не вообще не платить, а именно до тех пор, пока информация не будет размещена в ГИС ЖКХ. По сути, вводится экономический стимул быть добросовестным и в открытом доступе размещать всю необходимую информацию. Кстати, уже с 1 июля этого года её размещение в ГИС ЖКХ (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для которых такая обязанность наступит позже) станет обязательным, а с 1 января 2018 года контролирующие органы смогут привлекать за отсутствие информации в системе к административной ответственности.

– Назовите, пожалуйста, всех причастных к разработке и внедрению этой замечательной системы.

– Координацию работ осуществляет Минкомсвязь, нормативную правовую базу мы создали совместно с Минстроем, оператор системы - Почта России, разработчик - компания «ЛАНИТ».

– Михаил Яковлевич, скажите, а пробовал кто-нибудь подсчитать совокупный экономический эффект от внедрения ГИС ЖКХ? Хотя понятно, конечно, что невозможно учесть все то время, которое граждане перестанут проводить в очередях и при личном общении с представителями УК, ТСЖ и которое будет потрачено с большей пользой. А также те экономические потери, которые имели место быть из-за непрозрачности системы ЖКХ, которую раньше называли чуть ли не «черной дырой».

– Спасибо вам за этот совет, мы это обязательно сделаем. У нас, честно говоря, пока руки до этого не доходили. Конечно, конкретный экономический эффект будет веским аргументом в любом обсуждении. Но мы с вами в любом случае понимаем, что открытость информации - это очень важно, но важно еще и правильно выстроить экономические отношения между участками рынка и органами власти. Этому сейчас в правительстве уделяется большое внимание.

– У такой прекрасной системы, как ГИС ЖКХ, есть «оппозиция»?

– Есть, конечно, и большая. Напрямую мало кто говорит, что он против открытости и прозрачности. Как правило, это камуфлируется под разговоры о том, как все это сложно для организаций сферы ЖКХ, что будут информационные сбои, что люди не разберутся. И что «давайте поменьше информации оставим в системе, а это вот уберем на потом может быть, и так далее…» В общем, многим эта открытость и прозрачность нужна только на словах, но не на деле.

Сбои в любой информационной системе, действительно, возможны, но для этого и существуют требования по информационной безопасности и сохранности данных. Важно, что ГИС ЖКХ уже работает, а для решения любых возникающих вопросов у пользователей у нас есть круглосуточная служба поддержки, куда можно обратиться и получить необходимую помощь. Конечно, нельзя сказать, что все критики ГИС ЖКХ являются исключительно заинтересованными лицами, всегда ведь хватает и объективных проблем, и просто скептиков, и хорошо, что такая дискуссия есть - это заставляет нас быть эффективнее и быстрее двигаться вперёд в развитии системы. Но все уже стали понимать, что в сферу ЖКХ пришла большая информатизация и это потребует от наших органов власти, ТСЖ, управляющих и ресурсоснабжающих организаций соответствовать требованиям открытости и конкурентной среды, позволит потребителю сравнивать, кто как работает, видеть поставленные гражданами рейтинги управляющих организаций и отзывы об их работе, требовать улучшений, выбирать лучших поставщиков услуг. Не всем хочется менять привычный стиль и ритм работы, но сфера ЖКХ в любом случае уже скоро станет совсем другой, и это будет значительно более высокое качество отрасли. И мы все будем участниками этих перемен.

Фото: krasnoforum.ru

 

Сюжет по этой теме
20 апреля 2017, 09:41

Красноярский экономический форум – 2017

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.