Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

«На рынке СПГ мы создаем инфраструктуру»

То, что российской экономике давно пора соскочить с пресловутой нефтегазовой иглы, постоянно звучит с трибун самого разного уровня и компетенций. При этом очевидно, что наиболее предпочтительным решением является не смена сырьевого вектора, что наблюдается сейчас, а вариант усиления роли в экономике машиностроительного комплекса. Пока, за редким исключением, как например оборонка, здесь хвастать особо нечем. Доля изделий высоких технологий в общей структуре экспорта крайне мала, и другие страны стремятся продавать нам готовые изделия, а не технологии. Вместе с тем некоторые отечественные производственные инициативы вполне тянут на мировой уровень и могут безапелляционно потеснить мировые бренды, и в первую очередь, на нашем внутреннем рынке.

В рамках 22-й Международной выставки транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia корпорация «Уралвагонзавод» представила уникальную криогенную контейнер-цистерну нового поколения, аналогов которой на сегодняшний день нет в России. Контейнер-цистерна КЦМ-40/0,7 для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и жидкого этилена создана АО «Уралкриомаш», которое входит в корпорацию УВЗ. Это предприятие является известным разработчиком криогенной техники и участником программ освоения космоса. Новинка станет весьма востребованной на внутреннем рынке и имеет хорошие экспортные перспективы. О том, в чем именно заключается уникальность данного продукта, корреспонденту «ФедералПресс» рассказал заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Уралкриомаш» Павел Забродский.

– Павел Олегович, расскажите вначале, для чего предназначено ваше изделие и что оно из себя представляет?

– Созданный нами контейнер-цистерна предназначен для малотоннажной транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Срок бездренажного хранения СПГ в контейнере-цистерне модели КЦМ-40/0,7 составляет 54 дня, что гарантирует полную сохранность продукта при его доставке на большие расстояния и возможность дальнейшего использования контейнера-цистерны как хранилища СПГ. Температурный диапазон эксплуатации – от минус 40 до плюс 50 градусов. Ключевым преимуществом КЦМ-40/0,7 является тот факт, что транспортировка контейнера-цистерны может производиться без перегрузки продукта несколькими видами транспорта: автомобильным, железнодорожным или водным. Контейнер-цистерна дает возможность заправки автотранспорта сжиженным природным газом и будет активно способствовать газификации отдаленных населенных пунктов. Расположение арматурного отсека контейнер-цистерны позволяет производить заправку тягового железнодорожного подвижного состава, например, газотурбовоза, с параллельного железнодорожного пути, причем не снимая контейнер-цистерну с платформы. При этом исключается необходимость привлечения грузоподъемных механизмов. Данное конструктивное преимущество обеспечивает возможность использования контейнера-цистерны в качестве мобильной заправочной станции.

– Вы только выходите на рынок, и для вас сейчас главный вопрос – это спрос на ваше изделие. Каковы рыночные ожидания такого продукта, насколько он сейчас в стране востребован?

– Во всем мире СПГ уже давно широко используется, в России внутреннего рынка СПГ в нормальном понимании практически нет. Есть пул потенциальных производителей СПГ, есть примерное понимание рынка потенциальных потребителей и их запросов, но нет связующего звена и команды, чтобы рынок заработал. На сегодняшний день малотоннажные СПГ-проекты не развиты. На всю страну наберется около десятка установок для малотоннажного производства, причем каждая создана под какой-то конкретный проект. То есть сейчас имеет место узкая направленность, но потенциал в этой сфере чрезвычайно велик. При наших расстояниях, особенно в восточной части страны, тянуть газовые сети в каждый населенный пункт нерентабельно. Но это не отменяет газоснабжения как такового. И здесь как раз выход в снабжении автономных систем энергоснабжения через наши цистерны. На сегодня единой цельной программы развития автономных систем нет, хотя она явственно витает в воздухе по причине рыночных ожиданий.

– То есть вы решили стать недостающим звеном между производителем и потребителем?

– Да. Мы очень плотно общались с производителями СПГ, а это главным образом структуры «Газпрома» и «Новатэка». Мы видим, что есть понимание перспектив со стороны потребителей, но при этом сразу возникает вопрос – как связать интересы и тех и других? В стране до появления наших изделий отсутствовало производство средств малотоннажной транспортировки СПГ. Все что есть – это импорт. Мы для себя провели анализ и прекрасно понимаем, что этот рынок должен когда-то выстрелить. Поэтому сработали на опережение и приняли решение о создании средства для транспортировки СПГ. Наше изделие – это ключ к тому, как логистически решить задачу по доставке СПГ из точки А в точку Б. Мы создали два изделия: вагон-цистерну и контейнер-цистерну. И то и другое в конце прошлого года было сертифицировано. Вагон-цистерна внесена в справочник грузовых вагонов, а на контейнер-цистерну мы получили свидетельство Российского морского регистра судоходства. Теперь наши цистерны можно производить, продавать, эксплуатировать. Мы их предлагаем рынку и этим создаем его инфраструктуру.

– Ваш контейнер-цистерна годится и для перевозки на судах?

– Разумеется. С точки зрения перевозчика и правил перевозки, это обычный 40-футовый контейнер для генеральных грузов. Его масса и габариты полностью соответствуют принятым требованиям. Крупнотоннажная морская транспортировка СПГ осуществляется судами-газовозами, а наша ниша – это речной судовой транспорт, который хорошо подходит для газоснабжения удаленных населенных пунктов вроде территории Восточной Сибири.

– Использовались ли при производстве цистерн импортные комплектующие?

– Только часть запорной арматуры. Страна-производитель – Германия. На сегодняшний день российские производители уже осваивают производство точно такой же номенклатуры. В них мы видим для себя альтернативу, и в будущем производство будет стопроцентно российским.

– Есть ли у вас конкуренты внутри России?

– Нет. Исторически сложилось, что это всегда была наша «поляна». В Советском Союзе было четкое разделение номенклатуры между предприятиями, которые занимались производством криогенных емкостей. Средние объемы делало как раз наше предприятие, эта специализация сохранилась и на сегодняшний день.

– Каковы дальнейшие перспективы вашей инициативы в плане разработок других объемов и размеров?

– Если говорить о контейнере-цистерне, то его объем ограничивается определенными показателями и его параметры неизменны. КЦМ-40/0,7 имеет вместимость 40 куб. м, или около 14 тонн сжиженного природного газа. Рабочее давление 0,7МПа. В рамках своих компетенций мы делаем криогенные изделия от 10 до 150 кубов в вертикальном исполнении и до 200 кубов в горизонтальном исполнении. Что касается вагона-цистерны, то его объем 65 кубов, но у нас есть эскизная проработка такого же вагона на 100 кубов. У нашей платформы длина 15 метров, при том, что у стандартного вагона она равна 12 метрам. Длина 100-кубового вагона будет 24 метра. Говоря о перспективах, мы отчетливо представляем, что делать дальше. Цикл опытно-конструкторских работ проведен, создано два изделия, и теперь идет формировании под них рынка.

– А чем сейчас обслуживаются автозаправки с СПГ? Это не ваши изделия?

– Исключительно импорт. Поэтому мы видим для себя стратегическую задачу полностью закрыть продуктовую линейку автомобильных цистерн-полуприцепов, интермодальных контейнеров и железнодорожных контейнеров-цистерн.

– Какой процент деталей и оборудования в названных вами изделиях изготовлен конкретно на «Уралкриомаше»? Имеется в виду, сколько вы оставляете себе добавленной стоимости?

– Наша доля в деталях и оборудовании – около 90 процентов. Мы покупаем только сырье и небольшую часть комплектующих. Наши изделия относятся к категории высокотехнологичных, поэтому наша доля добавленной стоимости весьма высока. По этой причине мы и приняли решение застолбить за собой это направление. За постсоветский период значительная часть нашего производства перепрофилировалась под некриогенные изделия. Их рынок до 2014 года был прогнозируемым, но сейчас на нем проблемы. В любом случае добавленная стоимость в криогенной технике гораздо выше, чем у другой нашей продукции. К примеру, в стоимость нашего вагона-цистерны на 90 процентов входит криогенное оборудование и только на 10 процентов – ходовая часть. Если сравнивать обычный вагон-цистерну для перевозки нефтепродуктов и наш вагон-цистерну, то наш будет дороже раз в пять.

– А как насчет долговечности ваших вагонов-цистерн? Влияет ли тот факт, что ваше оборудование высокотехнологичное и сложное, на сроки эксплуатации?

– По эксплуатации и долговечности у него все те же параметры, что и у обычных вагонов. Срок эксплуатации выйдет раньше у ходовой части, чем у нашего оборудования.

– Кто основные игроки на рынке СПГ внутри страны, с кем вам предстоит взаимодействовать?

– В первую очередь это, разумеется, «Газпром». В эту же нишу сейчас также заходит «Новатэк». Мы с ними активно контактируем. Единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в России является «Газпром газомоторное топливо». Плюсов в СПГ масса. В первую очередь он более дешев и экологичен, чем бензин. Разумеется, мы не сравниваем СПГ с трубопроводным природным газом. Там, где он есть, ему конкуренцию СПГ не составит. Его конкурентное преимущество в тех местах, где нет трубы. Говоря про экологию, надо вспомнить про государственный проект по освоению Арктики. Там тема экологии одна из ключевых. Также есть «РЖД», у которого есть два магистральных газотурбовоза и один маневровый. Они показывают прекрасные результаты по рентабельности, и особенно магистральные газотурбовозы эффективны для выводки тяжелых составов с общим весом около 6000 тонн. Такие составы нужны как раз для Севера, для вывоза рудного сырья и нефти, там, где нет магистральных нефтепроводов. Ведь есть специальный проект «Северный широтный ход». Криогенное оборудование для таких локомотивов тоже делаем мы. «РЖД» планирует увеличивать их парк, что повлечет спрос на наши изделия. Газовые емкости будут нужны и для локомотивов, и для заправок на маршруте следования, и в обслуживающих такие локомотивы депо.

– Планируете ли вы со своими новыми изделиями экспансию на внешний рынок?

– Если говорить о вагоне-цистерне, то здесь есть ограничительный параметр по размеру железнодорожной колеи. Это только страны постсоветского пространства и Монголия. Контейнер-цистерна абсолютно конкурентоспособен по цене, качеству и параметрам с зарубежными аналогами. Сертификацию, как я уже говорил, мы провели в Российском морском регистре судоходства, что позволяет эксплуатировать контейнер практически во всех странах мира, и, таким образом, мы видим для себя перспективы этого продукта и на внешних рынках. По автоцистернам внешний рынок мы детально еще не изучали, но необходимой информацией владеем.

– Вы не пытались зайти со своими изделиями в какую-нибудь федеральную программу по развитию отраслей или регионов?

– Специальной программы под наши изделия нет, но благодаря «Уралвагонзаводу» мы прорабатываем в Минпромторге возможности по модернизации наших производственных мощностей. Учитывая возраст предприятия, нам необходимо обновление основных фондов. Разумеется, ведем и своими силами модернизацию, но наши возможности отстают от рыночных потребностей. Сейчас есть хороший инструмент – Фонд развития промышленности, и через него мы планируем привлечь инвестиции. Нами подготовлен проект модернизации, и его реализация, несомненно, усилит наши компетенции и конкурентоспособность.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.