Top.Mail.Ru
Политика
Севастополь
0

«Сегодняшнее правительство Севастополя – самое закрытое за всю историю города»

Заместитель председателя Общественной палаты Севастополя Олег Гасанов в интервью «ФедералПресс» рассказал о непримиримых конфликтах и протестном настроении горожан, что возникли из-за генплана; а также о том, почему врио губернатора Дмитрий Овсянников не раскрылся как политик и почему постоянно совершает ошибки:

– Олег Самехович, на ваш взгляд, в чем сейчас основной конфликт в Севастополе?  

– С моей точки зрения, основной конфликт в городе в том, что после возвращения Крыма и Севастополя в состав России, севастопольцы отстраняются от управления своим собственным городом. Это касается руководящих постов во всех сферах, и этот процесс приобретает все более и более извращенные формы. Все остальное является только следствием. И генеральный план, и «Стратегия-2030», и ряд законов, которые вносились правительством Севастополя – все они вызвали неоднозначную реакцию со стороны населения из-за того, что такие важные нормативно-правовые акты составлялись без учета местной специфики. Это и привело к напряженности в гражданском обществе Севастополя, которая есть на сегодняшний день.

– Недовольство генеральным планом вылилось в протест. Как вы считаете, на митинге были люди, которые переживают за судьбу своей собственности или кто-то искусственно раздувает конфликт?

– На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Он складывается из трех составляющих. Первое: сам проект генерального плана не выдерживает никакой критики и составлен без привязки к местной специфики. Второй момент: очень слабое взаимодействие органов государственной власти, разработчиков генерального плана как с местными специалистами, так и с жителями. Если бы подобный диалог был, это позволило избежать огромного количества ошибок. Третье: в генеральном плане, действительно, заложены высокие риски для обыкновенных жителей и нельзя рассматривать этот документ отдельно от вопросов собственности – это звенья одной цепи. 

Сегодня вызывает тревогу необъяснимое количество исков, которые правительство подает в судебные органы по изъятию у собственников земельных участков. Кроме того, можно вспомнить, что департамент по имущественным и земельным отношениям ведет кампанию по изъятию государственного имущества, находящегося в аренде. Людей очень беспокоит работа органов регистрации и кадастра. Складывается парадоксальная ситуация – по надуманным бюрократическим предлогам люди годами не могут переоформить документы без официального объяснения причин. Люди обращаются в правительство, но не получают ответы руководителей органов государственной власти, включая врио губернатора. С моей точки зрения, нынешнее правительство является самым закрытым от людей за всю историю города.

– Вы можете спрогнозировать, как будет развиваться ситуация?

– Прогнозы – это дело не благодарное. Но хочется надеяться, что определенные коррективы в деятельность органов государственной власти все-таки будут внесены. И, как мы слышали на митинге, сегодня город находится в той ситуации, когда люди не верят местной власти и обращаются к президенту Владимиру Путину. Я очень надеюсь, что ситуация подвергнется корректировке, и спокойствие вернется в гражданское общество Севастополя. Но если она не будет изменена, с моей точки зрения, протестное настроение будет только возрастать. К чему это приведет, даже страшно думать.

– Одна из версий правительства, что митинг прошел не из-за недовольства генпланом, а из-за неких недоброжелателей врио губернатора…

– Я не исключаю, что какие-то политические силы хотели бы использовать это публичное мероприятие, но к чести организаторов, они не допустили политизации процесса. Там были обыкновенные взволнованные люди. Митинг был направлен на призывы к власти исполнять свои обязанности. Так что заявления правительства, что это некие недоброжелатели, не выдерживает никакой критики. Не совершайте подобных действий и вас не за что будет критиковать. Но когда вы совершаете явные антинародные действия, на что вы рассчитывали? Власти сегодня необходимо остановиться, трезво оценить сложившуюся ситуацию и провести работу над ошибками: объяснить, по какой причине эта ситуация вообще сложилось, чьи ошибки привели к такому состоянию дел. Исключить все двойные толкования.

Те фрагментарные действия, которые сегодня совершают различные представители органов власти, носят панический характер перед разворачивающимися событиями. Чиновники не понимают обостренный менталитет севастопольцев, тем более, когда дело касается прав собственности и непродуманных решений со стороны правительства. Несмотря на то, что переходный период официально завершен, мы все равно еще в нем находимся. Кроме того, наши жители сравнивают процессы, которые происходят в соседнем регионе и видят, что в республике Крым интеграция идет с удвоенной скоростью, что руководству удается обойтись без подобных серьезных ошибок, которые совершаются органами власти в Севастополе. Люди видят, что в Крыму ставка сделана на местные кадры.

– За те десять месяцев, которые Овсянников возглавляет Севастополь, он сумел зарекомендовать себя как сильный самостоятельный политик?

– С назначением Дмитрия Владимировича многие севастопольцы связывали огромные надежды. Учитывая его возраст и опыт работы в федеральных министерствах, люди надеялись, что придя в качестве руководителя Севастополя, он раскроется как политик и как хозяйственник. Однако, с моей точки зрения, ошибки начались с первого дня. Он не смог объективно оценить раскол гражданского общества, спровоцированный группой бывшего народного мэра Алексея Чалого. Овсянников попытался сделать крен в сторону этой команды. Но когда пришло осознание, что решения, которые проталкивает эта группа, вызывает отторжение в обществе, Дмитрий Владимирович не смог быстро перестроиться. К сожалению, этого не произошло до настоящего времени.

За эти десять месяцев мы увидели квалифицированного руководителя, который понимает, какие действия необходимо совершить, чтобы что-то изменилось к лучшему. С другой стороны мы видим, что кроме понимания, нет самих действий. Есть много слов, много обещаний и конфликты. Когда мы посмотрим на все эти действия в комплексе, то возникает впечатление, что нынешнее правительство зависит именно от бывшего народного мэра.

– Как минимум три человека, которых в Севастополе называют креатурами Чалого, недавно потеряли свои посты. Разве это не говорит о том, что его влияние ослабевает?

– Слишком близкое взаимодействие с группой Алексей Чалого, которого, с моей субъективной точки зрения, отторгает уже большая часть севастопольцев, может негативно влиять на рейтинг врио губернатора. Те ротации, которые произведены в органах государственной власти, честно вам скажу, как мне кажется, – это показуха. Мы говорим: уволен из правительства один представитель «команды Чалого», уволен с телевидения другой, но причины увольнения официально не объявляются.

– Они говорят, что по собственному желанию…

Если эти специалисты не отвечали квалификационным требованиям для занимания государственных должностей, то должны были быть сделаны публичные организационные выводы. Дана оценка, что с поставленными задачами эти люди не справились. Но вместо этого их тихонечко попросили написать заявления, как правило, предложив какие-то другие «теплые места». Учитывая, что впереди нас ожидает предвыборная кампания, этой ротацией просто не хотят гневить людей одиозными фигурами. Поэтому я не верю в уменьшение влияния и наличие конфликта между Чалым и Овсянниковым. Я думаю, что это очередной обман севастопольцев.

– Эсеры сейчас объявили о сборе подписей за отставку законодательного собрания. Что на Ваш взгляд стоит за этой инициативой?

– Чтобы объективно оценить инициативы, которые выдвинуты руководителем местной «Справедливой России», я предлагаю вернуться на пять месяцев назад. В тот период, когда активно обсуждались изменения в устав города Севастополя и изменения модели выборов высшего должностного лица. На общественных слушаниях люди предлагали обязательно включить в закон положение об отзыве избранного губернатора и просили рассмотреть возможность отзыва депутатов законодательного собрания, которые по тем или иным причинам утратили доверие. Врио главы и председатель ЗС публично дали обещания, что до начало избирательной кампании будет внесен закон об отзыве губернатора и закон о референдуме. Однако предвыборная кампания стартует через неделю, но данный законопроект даже не внесен в план законотворческой деятельности на ближайшую сессию. Так что инициатива эсеров о самороспуске законодательного собрания скорее носит публичный или моральный эффект. Если севастопольцы откликнутся на это предложение, то хочется верить, что у депутатов проснется совесть и они примут безусловно сложное, но мужественное решение. Даже если восемь депутатов объявят о добровольном сложении полномочий, весь законодательный орган будет должен уйти в отставку. Но не делайте выводы раньше времени, нужно понять, поддержат ли севастопольцы эту инициативу.

– Возвращаясь к теме выборов главы города, в Севастополе установлен высокий муниципальный барьер, много ли кандидатов сможет его пройти?

– Еще на этапе рассмотрения закона о выборах губернатора я последовательно отстаивал позицию о том, что столь высокий муниципальный барьер, который заявлен в законопроекте, внесенным правительством врио губернатора, снижает возможность участия и возможность конкуренции. Многие люди в обращениях в Общественную палату высказывают мнение, что это сделано сознательно и под одного конкретного кандидата, чтобы не дать возможность другим людям преодолеть этот муниципальный фильтр. Я это мнение полностью разделяю и считаю, что данный муниципальный фильтр неоправданно завышен. Кроме того, неоправданно раздут размер избирательного фонда. Депутаты не учли ни одного пожелания, озвученного на общественных слушаниях, что дает основание предположить, что это был комплексный подход по недопущению к выборам реальных кандидатов.

– О чем вам говорит смена главы горизбиркома накануне предвыборной кампании?

– О том, что готовится смена руководителя избиркома мне стало известно три недели назад после общения с сотрудниками правительства, что позволяет сделать вывод – инициатором смены Валерия Медведева были власти Севастополя. Эту версию косвенно подтверждает факт, что Медведев будет трудоустроен советником врио губернатора по избирательным процессам. С точки зрения гражданского общества данные действия, мягко говоря, некорректны и вызывают двусмысленны толкования. Ведь смена заслуженного руководителя избиркома Валерия Кирилловича, который показал объективность и непредвзятость при проведении референдума в 2014-м году, происходит не на руководителя-севастопольца, а на очередного чиновника с континента. Этот вопрос порождает сплетни и кривотолки, и опять возникают опасения, что эти действия могут привести к искажению результатов предстоящих выборов. Я читал биографию Александра Петухова, который приходит на место Медведева. Очень хочется надеется на профессионализм этого человека и верить в его беспристрастность. Но с моей точки зрения, это только накаляет предвыборные страсти.

– Ресторатор Олег Николаев, который на выборах в Госдуму шел под брендом «соратник Чалого», сейчас критикует врио губернатора и намекает, что тоже намерен баллотироваться. Может ли он составить конкуренцию Овсянникову или это договоренность и видимость борьбы? 

– Я не думаю, что существуют какие-то договоренности между Дмитрием Овсянниковым и Олегом Николаевым. Скорее я предположу, что это хитрый план команды Алексея Михайловича (Чалого) о том, что нужно «яйца держать в разных корзинах». Этот человек фактически делает ставки на обоих претендентов. И в том, и в другом варианте финансово-промышленная группа Алексея Чалого надеется получить соответствующие дивиденды и лояльного руководителя субъекта. Но ситуация сейчас очень сильно изменилась. Пусть даже не совсем удачные действия (провал «народных праймериз» – прим. ред.), которые предпринимают разрозненные политические силы Севастополя с целью консолидации гражданского общества, в последующем, возможно, окажут очень серьезное влияние на предстоящий предвыборный процесс. Хочется, чтобы из избирательной кампании будущего губернатора ушла политика и осталось только развитие города Севастополя.

– На фоне последних волнений на второй план отошла тема парализации работы Общественной палаты и вопрос, что Севастополь остался без представителя в ОП РФ. Правительство как-то помогает решить конфликт?

– У меня есть уже устоявшийся мнение, что проблема в Общественной палате связана с попытками органов исполнительной и законодательной власти вмешаться в нашу работу. Пусть лучше они больше не предпринимают попыток ни нас поссорить, ни помирить – мы сами разберемся. Много писалось в прессе, что источником конфликта было именно законодательное собрание, которое через своих квотников пыталось корректировать и регулировать действия Общественной палаты. Те процессы, которые сегодня происходят в Общественной палате, с моей точки зрения, имеют положительную динамику. Горячая фаза конфликта осталось позади. Из-за возникших разногласий мы не смогли делегировать человека в Общественную палату России. Следующая дата, когда мы сможем избрать своего представителя, – середина июля. Я надеюсь, что мы найдем компромисс и ту фигуру, которая будет представлять город. Время лечит лучше всего, и реальные действия и реальная работа показывают, кто есть кто на самом деле.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.