Промышленность
Курганская область
25 августа 2017, 15:20 0
Редакция «ФедералПресс» / Вопросы задавал Павел Овсянников

«Нужен рабочий диалог бизнеса и власти»

Завод «Корвет» был основан в 1964 году по решению Совмина СССР, чтобы обеспечить судостроительную промышленность запорной арматурой и специальной техникой. А в 1992 году производственное объединение «Корвет» в числе первых предприятий оборонных отраслей было приватизировано и стало акционерной компанией «Корвет». Решение генерального директора Анатолия Чернова о конверсии завода на нужды нефтегазового комплекса было судьбоносным – оно определило стратегию и тактику его развития на десятилетия.

Сегодня АК «Корвет» – это мощное, динамичное предприятие, работающее для нефтегазового комплекса, занимает значительную долю на внутреннем рынке и постоянно наращивает поставки как в ближнее, так и в дальнее зарубежье.

Эти успехи эксперты напрямую связывают с личностью и ролью владельца и генерального директора завода Анатолия Васильевича Чернова. Его, бывшего сварщика с завода в Златоусте, прочили в председатели Курганского облисполкома в советские годы. И выбрали председателем, но другого совета – директоров Зауралья. Окончил УПИ – один вуз с президентом Борисом Ельциным, но стал вице-президентом «профсоюза олигархов» Аркадия Вольского. Звание «генерала» в промышленности получил в 34 года. У руля АК «Корвет» он – и владелец, и менеджер – стоит уже 34 года.

22 августа Анатолий Чернов в эксклюзивном интервью для «ФедералПресс» делится своими оценками ситуации в промышленности и экономике страны и Зауралья, взаимоотношений бизнеса и власти.

– Анатолий Васильевич, насколько, по-вашему, в регионе, да и в стране в целом, власти повернулись лицом к промышленности? Помню, в начале 2000-х вы не раз настаивали на внятной промышленной политике государства. А к числу факторов, влияющих на уровень развития, относили три – власть, собственников и менеджмент и взаимодействие всех этих составляющих. И утверждали: задача власти – создавать условия для бизнеса. Капитал весьма подвижен и чувствителен к деловому климату. Что сегодня? Есть ли такая политика? Какие тенденции сегодня главенствуют?

– Отвечу так. Бизнесу нужны четкие, долгосрочные правила, доступное долгосрочное кредитование и защита от неправовых действий, рейдерства и так далее. К сожалению, плюс не могу поставить ни одному пункту.

Показательна в этом плане ситуация с дорогами. Многие годы не решается простая проблема. Финансирование выделяется не на проект, не на объем работ, а на год. Вот и закатывают деньги в лужи и под снег, дабы освоить их и не была снижена база на следующий год. На такие работы в случае каких-либо причин, мешающих качественно их выполнить, деньги должны не сгорать, то есть возвращаться в бюджет и снижать базу, а переноситься на следующий год. Наказывать нужно не население, то есть нас, налогоплательщиков, а чиновников при систематическом невыполнении ими своих обязанностей по организации и контролю за качеством выполнения работ.

Очень серьезная проблема – рассогласованность действий отдельных институтов власти и неуклюжесть госпрограмм.

Так, Центробанк борется с инфляцией повышением процентных ставок, ни разу не посчитав, а каков же их вклад в рост издержек предприятий из-за их чрезмерного масштаба. Предприятиям ежегодно обещают, что роста налогов не будет, но им безразлично, каким путем у них изымают дополнительные средства и куда они идут – в бюджет, внебюджетные фонды, на акцизы, тарифы монополистов, плату за завышенные банковские проценты или в виде обязанности оплачивать учебные отпуска учащихся на специальностях, не имеющих никакого отношения к бизнесу либо повышению их квалификации.

Есть и другие проблемы, мешающие развитию промышленности, такие как отсутствие инженерных кадров и т. д. Но эти проблемы могут успешно решаться при наличии достаточных финансовых ресурсов у предприятий.

– Известно, что «Корвет» за последние годы, выполняя известное поручение президента Путина, многократно увеличил объемы производства. Как это достигается? Какой ценой? Что мешает? Какие риски возникают на пути?

– В 2000 году объем производства АК «Корвет» составлял лишь 187 млн рублей и был в три раза ниже, чем на «Икаре». Постоянная, методичная работа по освоению новых изделий, технологий, вложение всех заработанных средств в технологическое переоснащение производственных мощностей позволило развиться до объемов, превышающих 4 миллиарда рублей. Все это сделано за счет собственных сил и средств. Очень многое дает то, что предприятие, его менеджмент имеют возможность самостоятельно принимать решения, составлять программы и проекты, не делая из них догмы, а наоборот, при наличии вновь возникающих вызовов или просто дополнительной информации, освоении новых компетенций оперативно осуществлять корректирующие действия. О рисках и помехах я уже сказал в ответе на первый вопрос.

– Как «Корвет» занимается импортозамещением? Какие этапы пройдены и что впереди?

– Импортозамещением занимаемся с начала 90-х годов. Вся программа конверсии предприятия базировалась именно на этом принципе. Сегодня более 90 % производимого нами оборудования ранее на территории России не изготавливалось. Последние достижения в этом направлении – это осевые регулирующие клапаны, пневмогидроаккумуляторы, гидравлические станции управления и модули обвязок скважин. Более понятно будет, если я скажу, что после начала поставок в 2016 году оборудования устья скважин на Астраханское месторождение ПАО « Газпром» мы окончательно вытеснили импорт с материковых проектов и сегодня имеем возможность вести поставки оборудования на скважины с давлением 1500 атмосфер и крайне агрессивной средой.

Приступили к поставкам оборудования на шельф. Так, в июле произвели поставки на платформы на Каспий для «ЛУКойла», а в августе отгрузили оборудование на ледостойкую платформу месторождения Приразломное для «Газпромнефти». И, конечно, уже прорабатываем новые проекты.

– Хотелось бы поговорить о действиях властей разного уровня. Какие реальные рычаги и опоры для развития дает такому устоявшемуся бизнесу, как «Корвет», федеральная власть?

– Сейчас не соблюдается принцип «не навреди». На мой взгляд, власти должны создавать равные условия для конкуренции и развития, заниматься инфраструктурой. Там, где имеются нарушения закона бизнесом, спрашивать принципиально и жестко, как раньше говорили, «не взирая на лица». Максимально снижать коррупционную составляющую как управленческих, так и силовых структур, потери бюджетных средств. А дело руководителей промышленных или иных предприятий, занимающихся бизнесом, не мечтать о миллионах в собственном кармане, сработав на копейку, а работать над развитием бизнеса, чтобы получить эти миллионы.

К сожалению, дело поставлено так, что чиновники и работники правоохранительных органов служат не народу, а своим начальникам, точнее, не служат, а выслуживаются. Нас постоянно проверяют – налоговая, технадзор и многие другие. Задача проверяющих – обязательно найти недостатки и не предупредить, а наказать. Президент уже высказался по этому поводу, но ситуация не меняется. Приведу пример. Пожарные на нашем заводе не нашли ничего реального, но вписали замечание, что такая-то инструкция не соблюдается. Но эта инструкция заканчивает свое действие 1 сентября 2017 года. Осталось две недели. И теперь нам надо потратить большие деньги, чтобы устранить это замечание. Но после 1 сентября это уже не требуется. И это характерно для других контрольно-надзорных служб.

Я понимаю, когда Роспотребнадзор, проверив нашу столовую, предъявил реальные замечания, за что мы ему благодарны, как и Ростехнадзору, когда проверка является не придирками, а помощью. Ведь часто взгляд со стороны только помогает поправить дела. Но общий настрой проверяющих – найти и обязательно наказать – преобладает.

– В Курганской области за три года при новом губернаторе сменились два директора департамента промышленности. Есть ли изменения в связи с этим? Если есть, в чем вы их видите и что думаете по этому поводу?

– Мало что меняется со времен предыдущего губернатора и его замов. Идут запросы о прогнозах развития, сбор информации для справок и отчетов, информирование предприятий о выставках и иных мероприятиях. Эту информацию мы получаем из первоисточников, причем более полно и оперативно.

Возможно, какие- то проекты и осуществляет эта структура, но об этом нужно спрашивать у директора департамента. Надеюсь, что область получает от деятельности столь серьезного департамента соответствующую отдачу.

– Как оцениваете в целом отношения промышленников и властей в регионе?

– Пожалуй, самая серьезная проблема в том, что у промышленников нет какой-либо лоббистской организации, способной взаимодействовать с властными структурами как на местном, так и на федеральном уровне и решать насущные проблемы. Нужна партия честного бизнеса.

– Но у нас есть отделение РСПП?

– В свое время в 90-х годах совет директоров области перерос в филиал РСПП. Некоторое время я его возглавлял, работа шла активно. В заслугу себе мы можем поставить факт, что мы смогли тогда добиться снижения тарифов на электроэнергию и постоянно вели достаточно острый диалог с властью по всем проблемам, которые мешали работать промышленным предприятиям. Все крупные предприятия, включая КМЗ, «Синтез», «Икар», «Химмаш», «Кургансельмаш», «Корвет», обувную фабрику и другие, обозначали общие проблемы. Не занимались лоббированием узких интересов одной кампании, если надо помогать, помогали ей, но выявляли проблемы, которые мешают всем. Это, как всегда, тарифы, инфраструктура, налоговое законодательство и подобные вопросы. И такая дружная работа (а мы создавали рабочие группы по конкретным темам, регулярно собирались, а затем принимали общие решения) помогала добиваться конкретных результатов.

К сожалению, сегодня я не вижу РСПП ни в области, ни в России. РСПП не занимается, на мой взгляд, вопросами промышленности, обсуждаются программы и проекты до 2030 года и т. д., а острейшие вопросы сегодняшнего дня не решаются.

– А Союз машиностроителей?

– Он был создан в области на базе КМЗ прежде всего. Сейчас не знаю, как будет. Меня приглашают в Союз производителей нефтегазового оборудования РФ, даже в правление пригласили. Вроде все будет поставлено на серьезную ногу. Но несколько лет назад я уже там принимал участие. Собирались, ставили важные вопросы. Но потом все превратилось в сбор взносов и имитацию кипучей деятельности – информирование о выставках, рассылку разных бумаг. Мы это сами отслеживаем, и гораздо лучше. Надо вернуться к временам Вольского, когда серьезная организация будет слушать регионы, будет уважаема властью. И не обязательно Путину принимать РСПП и другие общественные структуры бизнеса. Это, вообще-то, дело правительства страны, и должна быть конкретная работа с правительством. Сколько говорим, что нужна экспертиза законов, прежде чем правительство вносит их в Думу? Но, как я понимаю, нет людей, способных организовать эту работу. Все знают, что нужно делать, а исполнителей нет.

– Менеджеры крупных заводов недавно вовсю заговорили о расцвете контрафакта и попустительстве властных структур. Насколько это для вас в Зауралье актуальная тема?

– Проблема не только в экономической плоскости. Несколько лет назад мы получили сообщение о несчастном случае со смертельным исходом при обслуживании нашей задвижки на трубопроводе высокого давления. Выяснилось, что задвижка контрафактная. Есть случаи хищения наших изделий для продажи через подставные фирмы. Контрафакт провоцируется закупающими организациями, точнее, их менеджерами. Как правило, экономия идет не организации, а в личный карман того или иного нечистого на руку менеджера.

Мы заключает с нашими покупателями дополнительные антикоррупционные соглашения, уведомляем всех заказчиков, что наша продукция поставляется исключительно напрямую с предприятия.

– Вы следите за ситуацией на Курганмашзаводе? И как ее оцениваете?

– Вопрос к новому руководителю. Надеюсь, он сможет выправить ситуацию.

– Вы инициатор создания в Зауралье арматурного кластера. Как оцениваете развитие этого проекта сегодня?

– Я не был инициатором. Незадолго до появления этого модного термина создал объединение, где АК «Корвет» является головным предприятием, в Курганской области дочерние предприятия: Шумихинское машиностроительное и Каргапольский машиностоительный завод и в соседней Челябинской области Литейный центр. На основе постоянных кооперационных связей взаимодействуем еще более чем с двумя десятками предприятий, в основном в Курганской области. Как говорится, найдите хоть одно отличие от кластера.

Когда появился лозунг «Кластер» а затем и госпрограмма, я поддержал идею создания арматурного кластера в области. Но я уже говорил о неуклюжести программ, а точнее их удобстве для чиновников, а не промышленников. Так, в рамках арматурного кластера «Корвет» защитил проект, он получил одобрение и от г-на Дворковича, так как базировался на российской науке и отечественном оборудовании. Но когда речь в «Сколково» зашла о финансировании и организации производства, условия были выдвинуты абсолютно неприемлемые.

Пробовали получить господдержку в виде дотации по процентам на кредиты для приобретения оборудования. Документы одобрили, приняли, подтвердили, что финансирование состоится, но затем сообщили, что документы утеряны. Так что, по-прежнему рассчитываем только на собственные силы и средства.

– Насколько, по вашей оценке, в области благоприятен деловой климат? Вы доверяете рейтингу АСИ? В чем для вас состоят критерии оценки этого климата?

– Давно перестал доверять рейтингам и прогнозам. С одной стороны – « А судьи кто?», а с другой, это сильно похоже на зомбирование. Меняются термины: то инвестиционный климат, то благоприятный деловой климат, а проблемы остаются прежние. Ситуация в нашей области с промышленностью, что называется, была опущена ниже плинтуса еще при прежнем губернаторе Богомолове. Разорились крупнейшие предприятия – КЗКТ, «Кургансельмаш», «Икар», «Курганприбор». Резко сбавил обороты КМЗ и т. д.

Сейчас вроде бы появляются некоторые признаки, ростки новых серьезных промышленных предприятий: «Курганспецарматура», «Буровые установки Кургана». Радует устойчивое развитие «Курганстальмоста». Но пока этого недостаточно, чтобы дать объективную оценку.

Оценивать надо не по отчетам бюрократов или АСИ и другим рейтингам, а по процессам и реальным изменениям, росту промышленного производства.

– Спасибо за интервью.

 

Компании
ОАО «Корвет»
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1