Top.Mail.Ru
Политика
СЗФО
0

«Надо не тратить меньше, а зарабатывать больше»

Избранный губернатор Новгородской области Андрей Никитин в субботу, 14 октября, вступил в должность. В преддверии этого события он дал интервью «ФедералПресс», в котором рассказал о доставшихся ему проблемах региона и путях их решений, о том, как восприняли его программу действий местные элиты, благодаря чему удалось разрешить прежние «наследственные» конфликты. Новый глава региона рассказал, как современные технологии должны помочь улучшить жизнь новгородцев и что лично для него значит ответственность за регион, где зародилась российская государственность.

- Андрей Сергеевич, первый вопрос связан и с вашей прошлой работой, и напрямую касается нынешней: про фабрику НТИ, которая должна появиться в Новгородской области в следующем году. Что это даст региону?

- Сам проект национальной технологической инициативы направлен на поиск прорывных технологий и технологических платформ, которые могли бы усилить конкурентные преимущества нашей страны на мировом рынке. Например, рабочая группа MariNet в Петербурге реализует проект по строительству беспилотных морских судов. Для этого нужны прорывные идеи и решения, технологии завтрашнего дня. Когда в Великом Новгороде Дмитрий Анатольевич Медведев проводил президиум комиссии по модернизации, мы договорились, что подобные стартапы будут испытываться и в нашем регионе. Конечно, нам в первую очередь интересно все, что связано с медициной: Новгородская область занимает одно из последних мест по смертности в стране, это, к сожалению, не новая ситуация, она тянется еще с советских времен. Очень важно эту ситуацию переломить, поэтому технологии в области ранней диагностики заболеваний, конечно, нам интересны.

Сегодня в проектном офисе НТИ около 40 проектов. Часть из них мы не можем применить по объективным причинам, поскольку моря нет – беспилотные суда не будем испытывать. А вот проекты в сельском хозяйстве, в медицине, в цифровых технологиях, связанных, например, с геомониторингом, да. Сегодня один из таких проектов уже работает – с помощью беспилотника создаем цифровую карту региона, попутно выявляя природоохранные нарушения.

Наша цель – с помощью проектов НТИ повысить качество управления территорией, улучшить качество жизни и социального самочувствия людей.

- Вас относят к числу «молодых технократов». Как вы сами понимаете этот термин, есть ли дополнительные обязательства, которые он на вас накладывает?

- Я его не очень понимаю, потому что сам себя к технократам никогда не относил. В том контексте, в котором обычно об этом говорят, наверно, это практики управления и развития территории, основанные на современных технологиях. Конечно, есть уже готовые опробованные решения, которые я должен использовать в своей работе здесь.

Такие практики далеко не новость для нашей страны, но, признаюсь, оказалось, что для Новгородской области многое в новинку.

Например, здесь чиновниками было принято проводить общение с гражданами путем личных приемов. С месячным сроком готовить ответы на их вопросы и проблемы. Считаю это недопустимым. Поэтому мы сделали портал «Вечевой колокол», на котором гражданин может задать вопрос, в более короткий срок получить ответ, и показать, удовлетворяет ли он его, решена ли поднятая проблема. Вся эта обратная связь видна у меня, у каждого главы района, и я понимаю ситуацию. Если ответы не даются или являются отписками, мы принимаем соответствующие решения. Это технократический подход.

- Насколько активно люди участвуют в проекте «Вечевой колокол»? Какой главный эффект от этой программы?

- За несколько месяцев работы портала – более 13 тысяч зарегистрированных пользователей. С ним активно работают не только жители Великого Новгорода, но и других городов, но важно, что проекту поверила активная часть населения районов, наших поселков и деревень. Появляется настоящий общественный контроль. Одна из ярких проблем, которая всегда была и которая есть в каждом регионе, – это качество дорожных работ.

Инспекторы по качеству в районах не меняются годами, зарплата у них небольшая, и понятно, что любой подрядчик быстро «находит общий язык» с таким инспектором, чтобы он закрывал глаза на качество работ, нарушения технологий. Мы попросили людей стать контролерами: фотографировать, если дорожные работы, например, ведутся в дождь, полотно укладывается не той толщины. И мы получили целый вал комментариев. Я благодарен всем, кто принимает в этой работе участие. Это позволяет нам эффективно выстраивать отношения с подрядчиками. Да они и сами стали понимать, что делать плохо – себе дороже. С дорогами ситуация стала потихоньку улучшаться – в том числе благодаря неравнодушным людям. Видят нарушение, открывают мобильное приложение, фиксируют и отсылают его на портал, быстро получают ответ, а мы принимаем меры к нерадивым подрядчикам.

- Как складываются отношения с подчиненными? Наверняка, среди них есть те, кто значительно старше вас, имеет иные взгляды и жизненный опыт.

- В 22 года, когда я возглавил довольно крупное предприятие в Уфе с коллективом более 2 тысяч человек – там все были старше меня. Уже прошло 15 лет, и я все время работаю с людьми, которые по возрасту старше меня. За ними жизненный опыт и мудрость, к ним надо прислушиваться. Но компетенция от возраста не зависит. Дело в умении принимать решения и брать на себя ответственность. А молодость – это недостаток, который быстро проходит. Уже мои подчиненные моложе меня.

- Как выстраиваются отношения с местными элитами? Какие у вас отношения с мэром Великого Новгорода и областной думой?

- Конечно, нам потребовалось какое-то время, чтобы друг к другу присмотреться. Я не был знаком с местными предпринимателями, политиками и чиновниками. Агентство стратегических инициатив, которое я возглавлял, почти не работало с Новгородской областью из-за отсутствия запроса на сотрудничество от местной власти. Поэтому наша совместная работа, можно сказать, началась с чистого листа. В этом смысле, может показаться, и есть трудность в выстраивании взаимоотношений, но с другой стороны, между нами не было «старых историй». Мне достаточно легко было договариваться с бизнес сообществом, или как говорили в бытность Новгородской республики – «золотыми поясами». Легко договариваться по той простой причине, что то, что я делаю, направлено на благо города, на благо области. Здесь у нас общие цели с теми, кто работает не только на свой карман, а еще и на развитие региона. С ними мы всегда сможем договориться, потому что нет базы для конфликта.

- То есть вообще никакого фрондирования не было?

- Экспертные ожидания были. Об этом много говорили. Но самого противодействия не было. Кстати, не так уж много прошло и кадровых изменений. Часть руководителей сменилось, но большинство из новых – новгородцы. По поводу совместной работы с мэром Великого Новгорода.

Я считаю, что Юрий Иванович Бобрышев – один из самых профессиональных муниципальных руководителей в стране. Его опыт признан и другими руководителями городов вне области. Он много сделал для Новгорода не в самой простой ситуации, в которой находился, поэтому я стараюсь сделать все для того, чтобы город продолжил развиваться. Сегодня нам совместно удалось существенно поменять ситуацию с дорогами. Ни с ним, ни с его командой я проблем не вижу. С областной думой – точно так же. Работаем, чувствую поддержку фракции «Единая Россия», которая меня выдвинула на выборы, но и с оппозицией парламентской у нас тоже нормальные конструктивные отношения: и с коммунистами, и со «Справедливой Россией», и с ЛДПР.

 

- А в «Единую Россию» вступать не собираетесь?

- Я дитя 90-х. Вершиной моей партийной карьеры было то, что я входил в руководящие органы пионерской организации города Миасс Челябинской области в 1991 году, на этом все закончилось. Я решил, что не буду особенно заниматься партийной работой. Сегодня я сторонник партии «Единая Россия», считаю, что в этом качестве я буду ей полезен. Это правящая партия и в стране, и в Новгородской области. У нее фракционное большинство в областной думе. Как высшее должностное лицо и как ее сторонник я буду с партией максимально работать.

- Вы назначили своего предшественника Сергея Митина сенатором. В чем причины такого выбора?

- Я хотел бы сказать, что все три кандидата, а это Юрий Иванович Бобрышев [мэр Новгорода], Вероника Витальевна Минина [первый заместитель губернатора области], компетентны. Если бы я мог выбрать всех троих, может быть, я так и сделал. Здесь нельзя говорить о том, что кто-то хуже, кто-то лучше. В итоге, мне показалось правильным все-таки, учитывая очень разносторонний опыт как федерального крупного руководителя, так и руководителя региона, назначить Сергея Митина. Совет Федерации очень активно работает, там много, в том числе, бюджетных инициатив. И, конечно, я рассчитываю на то, что и он, и сенатор от областной думы Сергей Фабричный, будут помогать области с точки зрения инвестиций, распределения бюджетных трансфертов.

- По поводу структуры правительства. Может быть, приоткроете секрет, какой она будет, какие изменения готовятся? Будете ли вы еще привлекать людей не из региона или сделаете ставку на местных?

- Каких-то радикальных изменений не будет. Сегодня эффективность управления нужно повышать, поэтому будем делать определенные приоритеты в части проектного управления, в части оптимизации процессов управления, скорости принятия решений и качества. Сегодня у меня на столе стоит компьютер, в котором система электронного документооборота включает процедуру карандашных правок, что затягивает очень сильно процесс принятия решений. А люди не готовы по 30 дней ждать ответов, бумаг, поэтому нужно оптимизировать саму структуру госуправления в сторону повышения качества. Я рассчитываю, что в процесс принятия решений будут включаться люди, которые являются лидерами в своих сферах. Сам процесс назначения будет более прозрачным, и люди, которые будут приходить, будут представлять программу своей работы – такую, с которой согласны те, с кем им работать. Если это культура – это деятели культуры, если это экономика, то предприниматели.

- На встрече с избранными губернаторами президент обратил внимание, что область получала налоговые поступления в счет будущих периодов. И подверг эту практику критике.

- Она возникла за несколько лет до моего назначения. Правительство области просило предприятия платить налоговые авансы, потому что не хватало денег на какие-то расходы. Многие субъекты это делают, криминального, незаконного ничего тут нет, но важно, как с любым лекарством, не перебрать. В какой-то момент можно попросить кого-то заплатить авансом, чтобы в конце года какие-то расходы покрыть, но один раз. Когда это происходит системно, наступает день, когда тебе уже никто ничего не должен. Эта ситуация у нас попала как раз на 2017-2018 годы. Я на встрече говорил президенту, что прогноз налоговых поступлений был один, а фактически ряд предприятий уже заплатили налоги на несколько периодов вперед. И у меня в бюджете стоит один прогноз по доходам, а по факту будет другой, что приведет к определенным сложностям. Эту ситуацию мы с президентом обсуждали, и он отметил, что это опасная практика.

- А что с этим делать сейчас?

- Надо начинать экономить, снижать затраты. В какой-то момент перетерпеть. Но тратить столько, сколько приносит налоговая база региона. И помогать предприятиям эту базу развивать: создавать благоприятный климат для инвестиций, для появления новых предприятий. Помните известное выражение: «Надо не тратить меньше, а зарабатывать больше»? Это про нас.

 

- Одна из серьезных проблем региона – состояние дорог. Что планируете успеть исправить в этом году, как можно полностью решить местную дорожную проблему?

- Огромная и тяжелая проблема. Но мы ее начали решать. Постараемся к следующему году сам подход поменять к дорожному строительству и дорожному ремонту. Это не сделаешь за один день.

В этом году мы, благодаря помощи президента, помощи Минтранса получили дополнительно 1,25 миллиарда. Но для того, чтобы полностью решить проблему новгородских дорог, нужно лет 10 такого же опережающего финансирования. В этом году мы успели практически все, что пообещали людям. По объему ремонта у нас не было такого, наверно, в обозримой исторической перспективе.

Задача сделать в ближайшие 3 года так называемую опорную сеть – сеть, которая связывает все наши поселки, города с федеральными дорогами, другими субъектами. Это около 2,5 тысяч километров и базовая задача. Всего, чтобы в Новгородской области привести в порядок дороги, нужно 17-18 миллиардов рублей, а есть пока 2. Понятно, что есть проблемы и с порядком финансирования. На встрече с президентом тоже шла об этом речь. К сожалению, у нас такой процесс принятия решений, что он подписал мое письмо в апреле, а федеральные деньги пришли только вчера. Но мы решили их не ждать, договорились с подрядчиками о работе в долг. Надеюсь, в ближайшее время с ними расплатимся. Но там, где есть вопросы у общественных контролеров, спешить не будем.

- Здравоохранение тоже называлось вами в числе приоритетов.

- Самые вопиющие ситуации, там, где у нас сами здания в неудовлетворительном состоянии, мы в этом году разрешим. Капитальные ремонты будут сделаны. Две больницы у нас попали в проект «Бережливая поликлиника». Я считаю, проект успешный. Приятно, когда в социальных сетях уже пишут, что автомат регистрации очередности стоит не очень удобно, цвет мебели не тот. Понимаете, люди перестали видеть очередь в 100 человек в коридоре. Обратили внимание на цвет мебели. Это результат. Мы все наши больницы хотим в ближайшие год-два перевести на такой проект. Главная проблема в том, что врачи очень много времени тратят на бумаги, а проект «Бережливая поликлиника» позволяет эту проблему решить.

Вопрос ранней диагностики для региона очень актуален. Для этого мы будем закупать мобильное оборудование, чтобы и в отдаленном селе люди смогли получать полноценную медицинскую услугу и в первую очередь по диагностике своего здоровья. Третье – это, конечно, пропаганда здорового образа жизни. Надеюсь, что также сможем реализовать ряд проектов цифровой медицины.

- Сегодня большая ставка в регионе делается на логистику и туризм. Какие крупные проекты реализуются или готовятся, чтобы раскрыть эти направления?

- Логистика – это федеральные проекты, как новая автотрасса М11. Также мы сейчас активно работаем с РЖД, развиваем туристические маршруты. Недавно «Ласточка» поехала из Новгорода в Петрозаводск, а станция Чудово стала пересадочной для жителей Карелии, которые могут поехать в Москву, не заезжая в Петербург. Финские туристы из Карелии могут приехать к нам, а китайцы, которые массово приезжают в Новгород, могут поехать в Карелию.

- То есть маршрут «Ласточки» в Карелию у вас оказался востребованным?

- Он, как говорят железнодорожники, раскатывается. На первый поезд было продано 12 билетов. С каждым все больше и больше. Пока еще не вышли на окупаемость, но маршрут уверенно к ней идет.
Сегодня, на мой взгляд, наша главная проблема в туризме – это скудный событийный ряд. То есть наши памятники, нашу древность надо «раскрашивать» событиями, мероприятиями, реконструкциями, где-то хорошими выставками и так далее. Пока это не будет сделано, город останется местом посещения на один день: приехал автобус из Петербурга, пробежали, посмотрели и уехали.

Для этого мы создали специальный институт развития – туристический офис «Русь Новгородская». Коллеги очень неплохую фестивальную программу в этом году сделали. У нас чего только тут не было: и кинофестиваль был интересный, и показ мод с народными историческими костюмами, и реконструкции, и рок-фестиваль «Кинопробы» в Окуловке, который серьезно выстрелил. Это была «проба пера», на следующий год мы очень системно к этому подойдем. Приезжайте в Новгород в любой выходной – вы точно попадете на какое-нибудь историческое событие. Мы будем стремиться, чтобы часть событий проходили вечером, чтобы вам захотелось остаться еще на один день.

- Расскажите о вашем хобби. Насколько я знаю, вы любите книги и увлекаетесь мотоциклами, являетесь членом одного из московских байкер клубов. Остается ли в новой должности время на свои увлечения?

- Времени, конечно, мало. Это было связано отчасти и с предвыборным достаточно жестким графиком. Читаю при любой появившейся возможности: в дороге, в паузах между рабочими мероприятиями. В этом году я раз 6-7 выезжал на мотоцикле. Надеюсь, что следующее лето будет посуше и можно будет на мотоцикле на работу ездить. Я не такой уж фанат, для меня мотоцикл - это средство передвижения. Думаю, буду этот вид транспорта чаще использовать.

- Сталкивались ли вы с проявлениями исторических, особых традиций новгородцев? И что для вас значит возглавлять одну из древнейших земель Руси – Родину нашей государственности?

- Мне очень нравится, что в Новгороде можно спокойно гулять, можно спокойно общаться с людьми. То, что люди имеют свое личное пространство и уважают чужое – очень важно. Также для меня важно, что здесь никто не стесняется подойти и задать вопрос, если он есть. Яркое проявление таких новгородских демократических традиций я почувствовал больше всего, когда мы стали заниматься проектами благоустройства. Люди быстро включились в их активное обсуждение. Сейчас это называется территориальное самоуправление, а раньше в средневековом Новгороде этими вопросами ведали мастеровые и купеческие районы – концы. В какой цвет лавочки выкрасить и где они должны стоять, не чиновники должны решать, а люди, которые там живут.

В Новгороде княжили Рюрик, Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, здесь принимались великие исторические решения. Безусловно, Новгород – Родина российской государственности. А служа здесь, я испытываю чувства, которые можно объединить одним словом - ответственность.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.