горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Тюменская область
11 января 2018, 12:02 0
Редакция «ФедералПресс» / Есен Абилькенов

«Google и Facebook создали гуманитарии»

Новую структуру Тюменского госуниверситета – Институт социально-гуманитарных наук осенью прошлого года возглавил российский философ, доктор философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Игорь Михайлович – автор многих научных работ по истории русской философии, медиатеории, раннесоветскому и современному искусству и другим. Имеет многолетний опыт работы в Институте философии РАН, действующих член редколлегии философского журнала «Логос».

Среди ярких достижений Чубарова: премия им. Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования» (2014); премия Государственного центра современного искусства (ГЦСИ-NCCA) «Инновация» в номинации «Теория, критика, искусствознание» (2014).

О необходимости создания нового института (путем слияния двух институтов: филологии и журналистики и истории и политических наук) и о перспективах гуманитарных наук в эпоху цифровизации Игорь Чубаров рассказал в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

– Что послужило предпосылкой к объединению двух институтов ТюмГУ гуманитарной направленности в одно подразделение?

– Сегодня перед нашим университетом стоит задача вхождения в 100 лучших университетов мира по ряду показателей. Отсюда возникла необходимость поиска новых форм междисциплинарного взаимодействия для гуманитарных наук и вообще университетского научного знания. Такой формой выступает сегодня прежде всего язык новой цифровой реальности, язык новых медиа и информационных технологий. Перед нашей управленческой командой стоит в этом плане задача поддержать возникающие на основе их изучения прорывные научно-исследовательские проекты, сформировать научные лаборатории и запустить общеобразовательные программы, которые могли бы конкурировать с аналогичными университетскими проектами на мировом уровне.

Следующим шагом станет реформирование образовательных программ, чтобы студенты смогли приобретать новые компетенции не только в рамках монодисциплин, но и в интердисциплинарном пространстве на цифровой основе. Важный момент здесь связан с разработкой для всего университета гуманитарных программ по направлениям философия, естественно-научная картина мира, интеллектуальная история и иностранные языки. По данным программам уже в этом году обучаются первокурсники бакалавриата трех институтов ТюмГУ, а в следующем их число и качество будут только расти.

– Как внедрение новых технологий повлияет на методику преподавания гуманитарных наук?

– Одно из важнейших направлений реформирования университетского образования коснется преподавания обязательных дисциплин для бакалавриата, так называемого «ядра» (core), разработку которого курирует наш Социально-гуманитарный институт. Этот проект прежде всего предполагает гуманитаризацию университетского знания в целом.

Что это значит? Еще недавно высшее образование отвечало только запросам бизнеса, предполагая ориентацию на получение узкоспециальных знаний и компетенций. Это вполне понятные цели, которые стоят и перед современным студентом, чтобы он мог получить в будущем достойную профессию. Но сегодня этого уже недостаточно. Ситуация на рынке знаний меняется очень быстро, будущее стремительно наступает, переплетаясь с настоящим, жизнь становится непредсказуемой, а получаемых в традиционном университете знаний и навыков для устройства в ней не хватает. Поэтому нам важно готовить не просто работников-профессионалов в узких отраслях производства и секторах рынка, но и современных, всесторонне развитых личностей. Это прежде всего означает, что современный человек должен владеть не только иностранным языком и какой-то профессией, но и общей «онтологической» картиной мира, пониманием истории, гибкими навыками (soft skills), медиакомпетенциями и языком компьютерных информационных технологий.

Поэтому с сентября 2018 года мы планируем ввести в набор обязательных дисциплин для первого курса бакалавриата помимо интеллектуальной истории, технологий философского мышления и естественнонаучной картины мира, основы компьютерных наук – информатику и программирование, которые помогут студентам всех направлений сразу овладеть необходимыми для будущего компетенциями.

Почему это так необходимо? Процесс получения знаний заметно ускорился ввиду возникновения огромных массивов данных. Студенту приходится перерабатывать очень много информации. С этим связан переход к их дигитализации. Наша задача в данном случае – предложить механизмы, способы анализа этой огромной информации, алгоритмы обработки потоков больших данных. Соответственно, уровень знаний в конкретных дисциплинах должен повыситься за счет объединения данных из различных дисциплин и «расшифровки» кода новой медиареальности. Ибо медиа, как говорил М. Маклюэн, – это не только средство, но и сообщение, то есть цель получения знаний и информации.

Благодаря этому студенты смогут не просто стать лингвистами, переводчиками, биологами или экономистами, но получить множество различных компетенций, которые пригодятся им в интенсивно меняющемся мире. Сегодня они даже не могут предположить, как в обозримом будущем изменится их профессия, но университет хочет их к этому подготовить.

– И как же будут применяться гуманитарные знания в условиях нарастающей цифровизации?

– Если говорить о глобальных тенденциях, то основной фронтир в технологиях связан сегодня прежде всего с интернетом, социальными медиа, мобильными приложениями, мессенджерами и соцсетями, в широком смысле – интенсивными сетевыми коммуникациями. Люди, которые осуществили в этом поле крупные проекты, такие как Google или Facebook, – в основной своей массе гуманитарии. У того же Цукерберга помимо научных и технических знаний в реализации идей был заложен определенный социальный масштаб, в том числе благодаря его гуманитарному образованию и интересам к древним языкам. Для других это может послужить примером и ориентиром для овладения различными компетенциями.

d606f84c07116367af586f623609632a.jpg

Мы живем в эпоху серьезных вызовов и кризисов, столкновений отменяющих друг друга интересов. С одной стороны в нашей повестке мировой терроризм, с другой – колоссальные продвижения в области цифровых и нанотехнологий. То есть одновременно наблюдается и жуткий упадок, и взрывной прогресс. А гуманитарное образование позволяет разобраться, как современные технологии и достижения можно применить в условиях этого сложного, слоистого мира, где наряду с новыми сохраняются и старые медиа, традиционные отношения и устаревшие способы коммуникации. И только гуманитарные науки могут объяснить, как в таких условиях обрести идентификацию, стать кем-то. Можно даже не использовать слово «личность» в данном контексте. Речь идет о такой идентичности, в которой человек не ощущал бы себя лишь придатком или функцией какой-то компании или группы, независимо от того, будет это транснациональная корпорация или экстремистская организация. И в том, и в другом случае мы теряем уникальность человека – индивидуальную траекторию его жизни.

Еще раз повторюсь: мир очень стремительно меняется. И те профессии, которые, казалось, будут существовать веками, сегодня либо трансформируются, либо вовсе отмирают. Например, сейчас разрабатываются такие программы, которые позволяют вывести качество перевода с языка на язык на совершенно новый уровень. Потребность в знании языков с этим не исчезнет, но человеку не придется тратить на их освоение так много времени, рутинную часть работы возьмет на себя компьютер, а человек сосредоточится на улучшении качества перевода и непереводимом смысловом содержании.

Но чтобы разработать такие программы, нужны специалисты нового уровня, которые должны быть не только программистами, но и лингвистами, и разбираться в культурологии, межкультурной коммуникации и философии.

Аналогичные процессы будут происходить и в традиционных гуманитарных науках, например философии и истории. Здесь сегодня идет перевод соответствующих текстов, изображений и аудиоматериалов в «цифру» и разработка различных методов (например, визуализации big data) для их анализа. В результате мы не только сможем сократить время обучения соответствующим дисциплинам, но и повысить его качество – часть исторической памяти будет в результате не только разгружена, но и качественно преобразована в гуманитарном и гуманистическом ключе. Науки при этом останутся науками – философией, историей, лингвистикой, но выйдут за счет цифровизации и использования методов смежных наук на новый трансдисциплинарный уровень. Гуманитарные науки в этом смысле способны стать драйвером осознанной цифровой революции и в других науках и областях знания. В этом состоит наша большая цель, наша «социальная онтология».

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1