Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев совершил рабочие поездки в целый ряд российских городов, где обсуждал проект по привлечению большого числа общественных наблюдателей на грядущие выборы президента. Его цель – сделать выборный процесс прозрачнее и легитимнее. О проекте общественных наблюдателей, функциях палаты и о том, как этот гражданский институт работает с исполнительной властью и несистемной оппозицией Валерий Фадеев рассказал в интервью «ФедералПресс».
– Валерий Александрович, в ходе рабочей поездки по регионам, вы много говорили об институте общественных наблюдателей и предложении назначать представителей региональных палат из Москвы. С чем связаны это связано?
– С развитием демократии. Это очень серьезное продвижение по части демократических институтов. Демократия – не такая сложная вещь и таких институтов должно быть десятки, сотни, и это все начинает работать, когда принципы доходят до самого низа. Десятки и сотни наблюдателей будут втянуты в работу выборов, это очень правильно. Что касается темы более тесной связи региональной и федеральной палаты, то эта идея появилась у нас в Москве. И задача в том, чтобы сделать палаты на местах более автономными и менее зависимыми от регионального начальства. Я не говорю, что бюрократы плохие, они такие во всем мире, и стремятся контролировать все, что есть в регионе, а общественная палата задумана так, чтобы меньше зависеть от бюрократии – голос народа, влияние народа.
– Но в действительности ведь не выходит так, чтобы общественные палаты меньше зависели от региональной исполнительной власти...
– Конечно. Но как происходит процедура выборов и назначения в общественную палату в регионе? Губернатор назначает треть, следующую треть – заксобрание, и эти две трети выбирают представителей общественных организаций. Это калька с федерального закона, где президент предлагает конкретным людям войти в состав общественной палаты. Но есть разница между президентом и губернатором в принципах и подходах к управлению. При президенте есть совет по правам человека и это непростая организация, где много серьезных правозащитников, которые выступают вразрез со властью, и Владимир Путин отмечает их работу и вручает Государственную премию РФ. Я не думаю, что в стране много губернаторов в таких отношениях с местными правозащитниками. В этом разница. Нужны новые инструменты для усиления палат независимыми людьми.
– Как воспринимается на местах такой инструмент от федеральной Общественной палаты?
– Не приветствуется большинством региональных лидеров палат – коллеги встроены в местную общественно-политическую систему, и немногие готовы нарушать равновесие. Но я от этой идеи не отказываюсь.
– Кто из губернаторов, на Ваш взгляд, ошибочно оценивает роль Общественной палаты как гражданского института?
– Не могу называть фамилии, это неправильно. Конечно, есть такие и их много. Но мы сосредотачиваем работу с новым корпусом губернаторов, которых выдвигает президент – их порядка двух десятков. Рассчитываем, что с ними удастся наладить контакт. У нас уже сложилось понимание с Рязанью, Великим Новгородом. Будем менять атмосферу с помощью новых губернаторов, которые понимают что такое общественность и плотное взаимодействие с обществом. Им это необходимо.
– В некоторых регионах, например, в Севастополе или Волгограде, вот уже долгое время внутри палат имеют место кризисные явления. Что намерена предпринять Общественная палата РФ для их разрешения?
– Мы сейчас вошли в контакт с волгоградскими властями, туда съездил мой заместитель, будем разбираться. В Севастополе нужна модерация, там и с законодательной властью непростая ситуация, абсолютно ясно, что нельзя рубить шашкой. Мы тоже понимаем, что региональные палаты живут своей жизнью и нам нельзя сразу вмешиваться в те процессы что идут. Но поскольку они затянулись, то мы попробуем по-товарищески помочь решить кризис.
– Выходит так, что основная функция Общественной палаты – привлечение внимания?
– Не только. Что касается экологии, я ставлю задачу и прошу коллег дать решение. Например, проблема свалок и она не решается много лет. Президент Владимир Путин в прошлом году на «прямой линии» взял и закрыл одну свалку. Бюрократия же не хочет решать эти вопросы. Да, там есть деньги и интересы, но нет настоящих системных вопросов. Мы с коллегами взаимодействуем с учеными и должны предложить решение. Кто-то возразит, что любое решение поднимет цену на вывоз мусора и переработку. Давайте, мы сначала предложим такое решение, которое сделает города чище, и не будет загаживать нашу землю, а потом будем обсуждать цену вопроса и искать компромиссы. Я считаю, что ОП обязана это сделать.
– Общественная палата в состоянии предлагать подобные стратегические решения?
– Конечно, в состоянии. Обобщить экспертный потенциал и положительные практики региона, выверить все решения. Ни одному министерству не под силу все это собрать, а у нас с помощью НКО есть такая возможность. Вот другой экологический пример – состояние Кавказских Минеральных Вод. Очень сложный вопрос с водой, она, похоже, заканчивается и никто не озабочен. Мы занимаемся ситуацией с помощью общественных советов министерств и ведомств, взаимодействуем с ними, а не командуем, и когда найдем решение, будем через общество его продавливать.
– В России у так называемой «несистемной оппозиции» есть своя аудитория и группа поддержки, и в общем солидная. Следует ли убежденных критиков власти, включать в состав организаций, подобных общественным палатам? Или пусть идут на улицы?
– Это довольно туманное понятие – «несистемная позиция». Если на них кто-то реагирует, то они играют какую-то роль и значит часть системы. Другое дело, что большая часть кого называют участниками несистемной оппозиции – малосодержательны, неконструктивны и бестолковы. Но мы прислушиваемся к ним, наши двери не закрыты не для кого. Если есть содержательные идеи – добро пожаловать. Например, в рамках проекта общественных наблюдателей на выборах президента будем работать с организацией «Голос», хотя многие их считают той самой несистемной оппозицией, а нам они по душе.