Президентские выборы 2018 года запомнятся надолго не только своими итоговыми результатами, но и подготовительной кампанией. О роли ЦИК, государства и других институтов в повышении интереса граждан к выборам в интервью «ФедералПресс» рассказал известный российский политтехнолог Андрей Колядин.
Андрей Михайлович, вы участник множества избирательных кампаний. Чем нынешняя отличается в корне от предыдущих?
– Я был внутри этой кампании. При этом я начал в ней участвовать еще год назад, когда были сделаны только первые шаги, когда появился институт ЭИСИ, который был создан под некие задачи администрации президента. Поэтому я с первых заседаний в этой кампании, и я глубоко знаю, что в ней происходило. Это заставляет меня говорить вполне квалифицировано о том, чем эта кампания отличается от предыдущих по очень многим параметрам.
Первый параметр – это роль ЦИКа. Если раньше ЦИК был констатаром фактов, неким наблюдателем, то в настоящий момент это был участник кампании. Кампании не агитационной за какого-то кандидата, а кампании, которая предполагает, что каждый из членов нашего общества имеет право в соответствии с Конституцией принять участие в выборной кампании. То, что ЦИК работал в этот раз не 3 дня, а 30, — это уникально, и это отличает кампанию. За 30 дней было проведено два поквартирных обхода. Обычно это проводится агитационными кампаниями сетями кандидатов, но она дорогая обычно, поэтому в условиях кампании референдумного типа создание сетей было бессмысленным с точки зрения затрат. Но ЦИК сумел выяснить планы людей на выборы, объяснил, как и где можно голосовать. Скорректировали списки, избавили от «мертвых душ». «Мертвые души» главы регионов хранили у себя для того, чтобы иметь возможность в рамках этого процента сделать некие вбросы. Поэтому эта проведенная работа привела к тому, что за две недели до выборов 97,8% людей полностью информированы о выборах. Это беспрецедентные проценты.
Какова роль государства в кампании по мотивации граждан участвовать в выборах?
– Действия государства сыграли серьезную роль. Это не только администрация президента и правительственные ресурсы. Это и региональные центры, которые тоже обязаны в соответствии с Конституцией обеспечивать гражданину право проголосовать на территории, не нарушая закона. Я считаю, что аппаратно большинство территорий включились очень серьезно. Для них были разработаны соответствующие методики, как это делать. Я вот буквально вчера видел статью Ходорковского на его сайте о том, что заставляют участвовать в выборах работников разных предприятий и бюджетных учреждений, а дальше приведены документы. В этих документах категорически запрещается угрожать, принуждать и т.д. То, что их побуждают к выборам, – это не противозаконно. ЦИК об этом тоже говорил. Вот эта технология всеобщего информирования, побуждения, а не принуждения отличает эту кампанию.
Государство значительно ужесточило наказание за фальсификацию. До 5 лет может сейчас получить фальсификатор. В эти фальсификации входят карусели, входят принуждения к голосованию под давлением или угрозами. Люди, которые сейчас не могут быстро перестроиться и привыкли, что можно нарисовать итоговые протоколы, оказались в условиях – либо нужно быть умным, либо сидеть в тюрьме. Это тоже качественное изменение.
Оцените предвыборную кампанию Путина?
– Если говорить о первом лице, то он тоже применил очень интересную технологию. Он ничего не обещал в эту предвыборную кампанию. Это была первая кампания, где Путин ничего не обещал, но очень много делал: ездил, открывал, запускал. Единственный кандидат, который делами доказывал сове право на президентство – это Путин. Остальные были вынуждены обещать.
Сыграла ли свою роль внешнее давление на активизации граждан?
Безусловно. Начиная от обвинения России во вмешательстве в выборы в США. Следующим этапом была Олимпиада и допинговый скандал. Потом появился кремлевский список. Усугубление санкций. Ну и, конечно, Тереза Мей с переложением активировать пятый пункт устава НАТО, который, по сути, предполагает собраться всеми государствами и дать военный отпор России, которая без всякого расследования признается страной посягнувшей на свободу и независимость Британии. Вместо того чтобы разобщить общество, все это сработало на сплочение общества. Общество, понимая, что находится во враждебном окружении, стало надеяться только на государство. Был резкий рост патернализма, который выразился в том, что люди пошли и проголосовали.
Выборы президента России