Top.Mail.Ru
Политика
Челябинская область
0

«Чистый воздух? Челябинские застройщики создали дворы-колодцы как в Петербурге»

Министр экологии Челябинской области Сергей Лихачев начал работу в ведомстве, как и ожидалось, с изменения его структуры. Поменяется и подход к самым острым проблемным вопросам. Перед новым руководителем ведомства губернатором поставлены задачи наладить диалог с общественностью, решить проблему загрязнения воздуха и водных ресурсов. Каковы личные взгляды на эти вопросы самого Сергея Лихачева – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

«Нужна сменяемость кадрового состава»

Сергей Федорович, каково ваше впечатление о первых днях работы в статусе министра?

– Есть обывательское мнение: да, эти чиновники сидят в своих кабинетах, ничего особенного не делают. На самом деле такой объем работы... Вы даже не представляете. Но вообще это тяжкий крест, если идти на эту работу не ради должности, а именно работать.

Каковы ваши решения относительно структуры и кадровой политики министерства экологии?

– У меня два первых заместителя: это Ирина Харина и Яна Куприкова, у каждой свои управления в подчинении. Еще два зама: Андрей Новоселов и Лидия Рахимова – начальники управлений. Понятно, что с изменением руководящего состава министерства произошло перераспределение между заместителями министра ряда отделов и управлений. Самое главное изменение, на котором мы настаивали и которое получило поддержку – это создание нового информационно-аналитического управления. Некоторая негативная повестка есть в экологическом плане, и связано это с недостатком информирования. Работа нового управления будет направлена исключительно на взаимодействие со СМИ и с населением. Для нас это очень важно!

Я две недели работаю в министерстве и вижу, как много делается, но ведомство находилось в информационном вакууме. Сейчас работаем над тем, чтобы исправить эту ситуацию. Схема будет сложная, но нам надо более плотно работать со СМИ. Часть информации будем давать через свой сайт, через журналистов. Я, хоть и человек открытый, по каждому поводу не смогу давать комментарии, у меня есть достаточно компетентные специалисты, которые смогут отвечать на многие вопросы.

Есть в планах создание еще одного отдела, но пока рано об этом говорить. Этот вопрос еще прорабатывается.

Вы поэтому не стали слишком кардинально менять состав министерства, оставили заместителей?

– Сегодня я обсудил с Яной Куприковой идею перспективного кадрового плана (резерва): кого мы будем повышать, каких специалистов мы еще могли бы привлекать, кого нам не хватает. Министерство – это живой организм, и сменяемость кадров нужна. Перспективы карьерного роста – это хорошее стимулирование человека.

«Будем уходить от протестов»

Многие общественники в сфере экологии жаловались, что с вашими предшественниками было сложно наладить диалог. Вы откроете перед ними двери?

Конечно. Причем не я буду им что-то говорить, а они мне: говорить, предлагать. Наша задача – наладить диалог с гражданским обществом. Но мы точно будем уходить от протестных митингов. Они не направлены на созидание. Я считаю, что надо не то чтобы строить Потемкинские деревни, а заниматься созданием благоприятной среды: для нас в приоритете здоровье населения и создание благоприятной экологической обстановки, а также позитивного имиджа Челябинска. Это очень важно для инвестиционного климата региона.

Но есть же активисты «СтопГОК», которые еще недавно собирали митинги и проводили пикеты. Что помешает им снова выйти на улицы?

– Там есть ряд достаточно серьезных людей, которые не кричат, а нормально разговаривают, и некоторые их предложения, которые базируются на научных подходах, можно обсуждать. Мы хотим, чтобы общественники выражали не просто недовольство, а предлагали конкретные действия, обоснованные. Мы готовы работать совместно ради достижения общей цели – создания благоприятной окружающей среды. А вот от митингов надо уходить и работать более конструктивно. Это касается и других организаций, которые выражают протест какой-то ограниченной группы, но ничего не решают и не предлагают. Многие активисты делают упор на эмоции, а я считаю, что нужно опираться на исследования и точные данные.

Экология – это очень сложная отрасль. Это одна из трех аналитических наук биологического цикла: генетика, молекулярная биология и экология, которые базируются на математике. Все остальное имеет характер описательный.

Будем налаживать продуктивную работу.

«Если будут возникать проблемы, надо быть жесткими, но справедливыми»

Как вы считаете, на южноуральских озерах нужно развивать туризм и открывать базы отдыха, или стоит оберегать водоемы от застройки?

– Мое мнение – Тургояк, Иткуль и некоторые другие озера с прилегающими территориями должны иметь статус национальных парков. Эта форма охраны, федеральная, позволяет использовать объекты только в рекреационно-туристких целях и запрещает строить капитальные объекты. Таких водоемов в области много, и надо заниматься их экологическим мониторингом. Если будут возникать проблемы с охраной водного объекта, надо быть жесткими. Из-за воды уже уничтожаются целые государства, как это произошло с Ливией из-за строительства сахарского канала. Вода – это основной источник для жизни.

Вице-губернатор Сергей Сушков ранее говорил, что одна из причин участившегося безветрия и смога в Челябинске – уплотнительная застройка, в том числе окраин города. Вы планируете в этом направлении работать с архитекторами?

– С этим в Челябинске действительно достаточно проблематично. Ветровые шлюзы между домами должны были сохраняться, а у нас все эти «окна» застроены. Получается эффект петербургского колодца. Утром все заводят автомобили, и выхлопы идут в квартиры. Во вновь строящихся районах это будет обязательным условием – оставлять пространство для ветрового потока. Этим должны заниматься городские власти.

Дома и микрорайоны должны соответствовать градостроительному кодексу. Тогда мы хотя бы будем иметь чистые дворы. Еще нужно выносить парковки за дома, строить их на внешней стороне, а не во дворе.

– Перспектив много в плане выполнения экологических норм. В других регионах есть такая практика: к дому подводится только газ, холодная вода и электричество. При этом каждая высотка имеет свою газовую котельную и автономный аэротенк: это мини очистные сооружения. В результате отпадает необходимость пользоваться городскими очистными сооружениями. Кроме того, значительно уменьшаются затраты на ЖКХ: жители могут сами регулировать подачу воды, которую подогревает газ, температуру в системе отопления, не платить за водоотведение, а лишь за очистку стоков. Это технологии настоящего! И мы будем их предлагать для реализации в Челябинске.

Как вы планируете выстраивать отношения с новым министром экологии России Дмитрием Кобылкиным?

– Челябинск в федеральной повестке. С Дмитрием Николаевичем и его заместителями на прошлой неделе, под руководством Сергея Юрьевича Сушкова у нас состоялся разговор именно о проблемах Челябинской области. Федеральный министр поручил проработать с промышленниками вопрос запрета отключения систем фильтрации выбросов предприятий. И это не должно зависеть от производственного процесса. На самом деле настрой Дмитрия Кобылкина и его замов был жестким, но таковы реалии настоящего момента. Если в каждом регионе России, каждый гражданин будет следовать принципу «не навреди природе» и будет прилагать к этому даже небольшие усилия, нам всем по силам решить проблемы экологической безопасности и осуществить конституционное право населения на благоприятную окружающую среду.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.