Top.Mail.Ru
Общество
Севастополь
0

«В Севастополе никогда не было конфликтов на межнациональной почве»

Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая

В крымской истории немало печальных страниц. Одна из них связана с массовой депортацией крымских татар в годы Великой Отечественной войны. По воспоминаниям вынужденных переселенцев, переезд был тяжелым и страшным событием не только в моральном плане – людей перевозили в грузовых эшелонах, часто без воды и еды. До пункта назначения живыми добирались не все. Домой крымские татары смогли вернуться только в конце 1980-х. О том, как сегодня выстраиваются взаимоотношения крымских татар и других народов в Севастополе и как сохраняется национальная культура, мы поговорили с главным специалистом-экспертом отдела по работе с национальными и религиозными организациями управления внутренней политики департамента общественных коммуникаций города Севастополя Элиной Бернадской.

Как крымским татарам удалось сохранить свою национальную идентичность, находясь более полувека в депортации?

– Крымские татары года были депортированы с территории Крымской АССР сразу после освобождения полуострова от немецко-фашистских войск – в мае 1944 года. В основном граждан переселяли в Узбекистан. Находясь в депортации, люди работали, учились. Старшие рассказывали детям о Крыме и всегда стремились вернуться на родину. У крымских татар очень сильна не только вера, но и уважение и любовь к родному языку, традициям, которые они бережно берегли все эти годы. Массовое возвращение в Крым и Севастополь проходило с 1992 года, в основном на территории, с которых люди были выселены.

С какими проблемами столкнулись крымские татары по возвращении на родину?

– Крымские татары по возвращении на родину стали работать в разных сферах Севастополя: медицины, образования, культуры, в органах власти, пользовались уважением у севастопольцев. Первоочередным вопросом было обустройство – прежде всего, обеспечение жильем. По инициативе крымских татар в 1990-е годы на государственном уровне были приняты правовые документы, регламентирующие обустройство депортированных народов (армян, болгар, греков, крымских татар, немцев). Тогда же, в 1990-е, в городской черте Севастополя возвращающимся предоставлялись квартиры, а в сельской местности выкупалось жилье за счет бюджетных средств, выделялись земельные участки. Помогая друг другу, крымские татары строили жилье, обустраивались. Появились села – места компактного проживания крымских татар. Тогда же автобусное сообщение с такими пунктами стало регулярным. Отдельно стоит отметить, что самовольных захватов земли и протестных акций на территории Севастополя не было.

Как сегодня идет работа по благоустройству мест компактного проживания крымских татар?

– Сегодня численность крымских татар в Севастополе составляет около 5,5 тыс. человек. Существуют шесть сел компактного проживания крымских татар, где за счет соответствующих программ города ведется строительство дорог и обеспечение водой надлежавшего качества. Идет планомерная работа по газификации и электрификации сел, устанавливаются детские и спортивные площадки.

Так, село Полюшко полностью благоустроят к концу года – уже завершен ремонт дорог, проведена первая очередь газификации. Полностью завершена газификация села Штурмовое. В прошлом году в селах были построены 16 новых спортивных и детских площадок, в этом году – еще восемь. Губернатор города Севастополя Дмитрий Овсянников проводит ежеквартальные встречи с представителями крымско-татарской общины, проживающими в сельских районах Севастополя, лично контролирует ход всех работ.

Крымско-татарская община принимает участие в общественной жизни Севастополя?

– Крымские татары сегодня представлены в Общественной палате Севастополя и многих общественных организациях. Например, председатель Севастопольской региональной организации крымских татар «Акъяр» Энвер Мамутдинов является заместителем председателя Общественной палаты Севастополя. Культурные объединения принимают участие в городских мероприятиях.

Какие в городе существуют творческие крымско-татарские коллективы или объединения?


– Крымским татарам удалось сохранить народные танцы, песни и мелодии в их первозданном виде. И сегодня в городе существуют прекрасные ансамбли танца «Акъяр» и «Байдар». Они работают при поддержке государственных учреждений культуры города Севастополя и общественной организации «Севастопольский региональный центр крымско-татарской культуры». Ансамбли любимы всеми горожанами и гостями города, их выступления на городских праздниках и мероприятиях всегда яркие и колоритные. Кроме того, в городе сохранены традиции национальной вышивки – золотного шитья. Это удалось сделать благодаря региональной общественной организации «Севастопольский Фонд возрождения крымско-татарской культуры имени профессора С. О. Изидинова».

Дети имеют возможность изучать родной язык в школах?

– В настоящее время в четырех школах Севастополя в рамках изучения крымско-татарского языка как родного дети изучают язык. Речь идет о местах компактного проживания крымских татар. Кроме того, ежегодно среди школьников проводится конкурс чтецов крымско-татарской поэзии.

Севастополь – все-таки преимущественно православный город. А мусульмане имеют возможность удовлетворить свои духовные потребности?

– С 1992 года возобновлена деятельность Севастопольской соборной мечети. В селах Терновка, Родное, Орлиное, Полюшко, Кача, Штурмовое проводятся богослужения мусульман в помещениях, приспособленных под молитвенные дома. Широко отмечаются главные праздники мусульман: Наврез-Байрам, Хыдырлез, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.

Были ли случаи конфликтов на межнациональной почве?

– Севастополь – мирный город с традициями уважения к национальным культурам и религиям разных людей. Здесь никогда не было конфликтов на межнациональной почве.

Что делает правительство Севастополя для реабилитированных народов Севастополя?

– В городе проводятся мероприятия для исполнения указа президента России от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

В частности, ведется строительство десятиэтажного дома для реабилитированных граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданам, ранее репрессированным по национальному признаку, выданы справки о реабилитации, оказываются социальные выплаты.

Департаментом общественных коммуникаций города Севастополя разработана подпрограмма «Укрепление межнационального единства» государственной программы «Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2017–2022 годы», утвержденной постановлением правительства Севастополя в 2016 году.

Две региональные общественные организации крымских татар получили финансирование за счет средств бюджета Севастополя по подпрограмме поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере 1 млн 110 тыс. рублей.

В городе всегда помнят печальные события 1944-го года и чтят память погибших депортированных граждан. Ежегодно возле памятного знака жертвам депортации проходят мероприятия, приуроченные к датам депортации репрессированных народов Крыма: армян, болгар, греков, итальянцев, крымских татар и немцев.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.