Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«В этом году выходных не будет!»

В конце сентября гордума Екатеринбурга единогласно проголосовала за Александра Высокинского в качестве «единого сильного мэра» столицы Среднего Урала. Примечательно, что Высокинский стал самым молодым градоначальником в новейшей истории Екатеринбурга – кандидатура была утверждена на следующий день после его сорокапятилетния. Об итогах уходящего года, о самых назревших городских проблемах и планах на следующий год, – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

«Нельзя остановиться, подождать, прийти и начать с того же места»

Александр Геннадьевич, давайте подведем некие итоги уходящего года: какие события считаете ключевыми – как житель Екатеринбурга и как глава города?

– С точки зрения событий и явлений уходящий год был действительно знаковый: выборы президента РФ, выборы в Екатеринбургскую городскую думу, мое выдвижение… Произошла масса событий, которые влияют на нашу жизнь, особенно это чувствуется, когда работаешь на государственной службе. Для города – это заявка на «ЭКСПО». Было вложено огромное количество сил, и я считаю, что не зря. Мы приобрели огромное количество компетенций. В итоге 60 стран проголосовали за Екатеринбург, а в 140 странах, руководители этих стран – люди, с которыми мы непосредственно встречались и общались, они знают о Екатеринбурге, теперь знакомы с нашим инвестиционным потенциалом и нашими возможностями и этого у нас уже, безусловно, не забрать.

Вы затронули тему вашего выдвижения...Как вы ощущаете себя в роли «единого сильного мэра»?

– Работы много, и объем будет только расти. Есть очень много моментов, которые надо изменить. Мы сейчас активно занимаемся уборкой снега, уборкой города, меняем технологию. Есть планы по транспортной реформе, есть планы по изменению системы школьного питания. Нужно делать все, что необходимо для горожан. Проблема в том, что приходится делать это все одновременно, потому что никакая из этих проблем отложения не терпит. Невозможно поставить приоритет, сперва транспорт, затем детское питание, или наоборот, поэтому параллельно работаем с мусорной реформой, смотрим как провести её с 1 января, работаем по инвестиционной программе крупных муниципальных предприятий. Достаточно большое количество задач, которые нужно решать единовременно. Много проблем накопилось, а город – это механизм, в котором невозможно остановиться. Нельзя остановиться, подождать, прийти и начать с того же места. Так не бывает.

И как, получается работать в режиме такой многозадачности?

– Понимание как решать есть: задачи делятся на подзадачи, есть планы мероприятий. До июля надо определиться с транспортной реформой, в феврале – апреле с решениями, по инвестиционным программам. И задачи, которые должны быть реализованы к этому времени уже поставлены. Сейчас мусорная реформа, а параллельно идет принятие бюджета думой, нам нужно жить с 1 января по этому документу. Жизнь идет своим чередом.

После вашего избрания активно говорится о кадровых «зачистках» в администрации города… «Зачистки» – правильное слово или слишком резкое? С чем связана кадровая ротация и продолжится ли она?

– Какие зачистки? На сегодня в мэрии работает 1,5 тысячи человек, а мы поменяли шесть. Основное количество, а у меня в номенклатуре 90 человек, они все на рабочих местах. Да, они работают в статусе исполняющих обязанности, но не из-за того, что мы их назначать не будем, а потому что мы ждем утверждения новой структуры мэрии. Ничего страшного не происходит, полностью штатная работа.

Если говорить о тех, кого назначаете вы, каков принцип формирования команды?

– Принцип простецкий: человек должен иметь опыт работы в городе, человек должен поработать и вырасти в структурах областного правительства, для того, чтобы вернуться обратно. Этот принцип соблюден и по заму по строительству, и по заму по экономике, и по заму по благоустройству. Зам по социальной политике – человек, который последние 15 лет работал по этим же вопросам в Кировском районе, он эти вопросы прекрасно понимает. Идея «а давайте привлечем внешних специалистов, они нам помогут», – это не про нас. Все эти люди работали в городе и это никакие не чистки в команде.

«Никаких иллюзий нет – ответственность на мне»

Давайте поговорим о тех задачах, которые вам, как главе города предстоит решать в 2019 году. Некоторые из них, кстати, связаны и с заявкой Екатеринбурга на «ЭКСПО», например, вторая ветка метро и строительство ЭКСПО-парка...Многих не оставляют сомнения, что после проигрыша их еще долго не будет…

– Кто сказал, что не будет? Проект не остановлен, генеральные планы откорректированы уже под новые условия. Мы на сегодня работаем с тем условием, что нам нужно этой площадкой заниматься, и инженерные сети мы туда заводим. По метрополитену мы тоже работаем. Я считаю, нельзя говорить «нет ЭКСПО – нет метро, нет инфраструктуры». По метро предпроектные проработки все есть. Есть понимание того, где пройдет метро, где будут расположены станции, какой они должны быть глубины, какие там грунты – все это есть. Вопрос в том, чтобы переходить к конкретным действиям. Надо понимать, что рабочая стадия проектирования начнется, когда станет известен источник (финансирования – прим.Ред.). Если есть проект и мы через три года не начали по нему строить, документация автоматически устаревает, а проектные работы – это очень большие деньги. Пока все подготовительные мероприятия сделаны: земля зарезервирована, трассировка определена – мы понимаем, как это может выглядеть в принципе.

Если мы говорим об источнике финансирования, метрополитен – это все-таки государственный проект, или он может получить частные инвестиции?

– Метро – это строительство инфраструктуры, т.е. в большей мере государственный проект. Может быть, строительство возможно в рамках концессии или в другом варианте, но как только в проект приходит бизнес, мы говорим о возвратных инвестициях. Метро – это инвестиции, которые окупаются очень долго. Если это концессия, придется платить за это дело в рассрочку из бюджета, либо изначально строить за счет бюджета и эксплуатировать по тому же принципу, как это происходит сегодня.

Продолжая тему общественного транспорта, что будет с транспортной реформой в следующем году?

– Мы постараемся до конца года обсудить параметры транспортной реформы с депутатами, чтобы и у нас, и в думе было одинаковое понимание, грубо говоря, технического задания – куда мы идем и зачем. Это очень важная тема, если у нас с депутатами будут разные ожидания, то, к чему мы придем в итоге может не совпасть. Над реформой нужно работать вместе. Мы должны понять источники финансирования. Например, на первой стадии мы реформу финансируем из бюджета в таких-то объемах, берем на себя обязательства, либо, напротив, привлекаем инвестора, который берет технику в лизинг, и тогда нужно обсуждать каков лизинговый платеж, сможем ли мы это компенсировать за счет тарифа. Если депутаты не хотят повышать тариф, мы возвращаемся, смотрим, есть ли у нас на это деньги или нет, – процесс сложный и творческий.

О депутатах городской думы и выстраивании отношений... С этим связаны изменения структуры и самой администрации: создание восьми управлений и по каждому аналогичные комиссии в гордуме. Расскажите подробнее об этих изменениях и какие задачи должны решить нововведения?

– Такие обсуждения мы будем делать по каждому из важных городских решений: по торговым киоскам, общественному транспорту, изменениям системы администрации, вопросам со строительством. По всем этим вопросам мы будем приходить к депутатам и говорить: «Есть три варианта развития событий – первый, второй, третий». И исходя из наших возможностей вместе выбирать приоритеты. Нужно изменить систему, когда в думу приносится некое готовое решение: «Вот, возьмите – принимайте». Депутаты должны стать полноценными участниками процесса.

Не означает ли это, что вы делегируете часть ответственности за принятие значимых решений?

– Здесь никаких иллюзий нет – ответственность остается на мне. Вопрос в том, что, когда ты принимаешь решение, его нужно принимать посоветовавшись. Мы, к примеру, достаточно активно работаем с представителями бизнеса, чтобы все моменты можно было проговорить изначально. Нельзя создавать систему, если она неэффективна и не нравится бизнесу. Бизнес – свободная субстанция, ему неинтересны непривлекательные инвестпроекты.

Под каждым заместителем в администрации будет выстраиваться система экспертных советов: совет общественников, бизнеса, науки, СМИ. Это так называемые представители представителей городского сообщества по ключевым направлениям – четыре силы, которые готовы дать предельно адекватную оценку ситуации. Почему так? Если мы будем слушать только общественников – будет перегиб в сторону одних программ, бизнес – в другую сторону, со СМИ надо советоваться как доносить информацию, подавать те же программы, иначе это может вызвать негативные последствия, наука – так же, это сообщество имеет достаточно широкий взгляд на вещи, это принесет новые примеры и методики. У меня будут созданы четыре совета.

Еще в октябре вы говорили о том, что екатеринбургские МУПы останутся в городской собственности, однако гордума рассматривает план их перевода в акционерные общества. Что будет с ними?

– То, о чем вы говорите – это подмена понятий. МУПы из устаревшей по закону формы переходят в статус акционерных обществ со стопроцентным муниципальным участием. Пишут, что это приватизация, но о приватизации ни на данный момент, ни, я думаю, в будущем, речи не идет. Мы переходим из одной юридической формы в другую. Муниципальные предприятия – это достояние горожан. Принадлежало горожанам им и будет принадлежать. А если говорить о том, что есть желающие на эти предприятия, то мало ли кто, что хочет. Главная функция МУПов или АО со стопроцентным участием города – не зарабатывание денег, а устойчивое и качественное оказание услуг. Этот процесс регулируется тарифами. Надо понимать, что зарабатывать на этом никто не собирается, но надо менять очистные сооружения, транспорт… Для этого мы с депутатами и обсуждаем формы: лизинг, кредит, рассрочка, – чтобы видеть, каким путем мы к этому придем.

Не так давно был принят областной бюджет. Сколько получит городская казна от региона в следующем году и на какие проекты? Закрыты ли ключевые потребности?

– Я считаю, что мы пришли к хорошему результату. Я очень рад, что есть поддержка губернатора, Евгений Владимирович знает и понимает проблемы города. У нас реальные изменения с точки зрения финансирования благоустройства, дорог, транспорта. Это все идет Екатеринбургу в пользу. Мы увеличились и увеличились хорошо: у нас порядка 2,5 миллиардов дополнительных доходов – область нам передала источники. Плюсом идет финансирование уже действующих программ. Многое делается в рамках федеральных проектов совместно с областью. Мы занимаемся реформой здравоохранения – адаптируем структуру горздрава к региональной. У нас совместные инвестиционные проекты: Екатеринбург – Челябинск, «Большой Екатеринбург», проект по строительству школ. На самом деле, очень много.

«Большой Екатеринбург», – вы им занимаетесь не первый год. Когда появятся первые результаты?

– До конца года, я рассчитываю, что появится схема территориального планирования. В нее входят совместные проекты сетей, инженерное и транспортное обеспечение, единые объекты социальной сферы. Схема будет с понятным экологическим каркасом, рекреационными и производственными зонами, запланировано и обсуждение по специализации городов.

А города, кроме Екатеринбурга, заинтересованы в таком объединении?

– Оставьте тему объединения муниципалитетов, на ней все спекулируют. Сегодня мы говорим об единой схеме. Продолжение этой схемы – специализация территорий и перечень общих проектов. Когда мы строим трамвайную линию из Екатеринбурга в Пышму, – это единый земельный участок и единый объект. Разница есть, в каких она городах? Разницы нет, но решение принимают два города.

Мы почему-то всегда сперва людям предлагаем обсуждать форму, а не содержание. А с точки зрения содержания всегда сперва нужно иметь перечень проектов, и уже потом принимать решения как удобно и правильно их реализовывать. Вы считаете, что сегодня в Екатеринбурге большое количество желающих объединяться? Нет, у нас граждане говорят, а зачем вы будете объединяться? Вы же тогда деньги на садики и школы будете в другие города направлять. Поэтому разговор идет не об объединении, здесь не должно быть никаких спекуляций. Агломерация – это совместное экономическое развитие различных территорий в рамках единого плана. Они могут объединяться в одно юридическое лицо, могут быть в виде ассоциации городов, которые идут по общему пути.

«Новый год – это праздник из детства»

Александр Геннадьевич, что для Вас значит Новый год?

– Это праздник, который идет вместе с нами всю жизнь, праздник из детства. Мы каждый раз приходим к нему разными путями, потому что стали на год старше. И это всегда с одной стороны радость, с другой – подведение итогов.

До Нового года остается совсем немного времени, как планируете встретить 2019 год?

– В этом году я думаю, что выходных не будет, поэтому движемся так как движемся. У меня нет привычки встречать где-то вне дома, буду в Новый год дома, с друзьями, с семьей.

Что бы вы пожелали читателям ФедералПресс в новом 2019 году?

– Всем читателям желаю успехов в их деле, и тепла дома!

Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
14 декабря 2018, 07:37

Новогодняя лихорадка: ключевые события – 2018 и вызовы-2019

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.