Два с половиной года назад Игорь Васильев прибыл в Вятку, чтобы заменить задержанного за взятки Никиту Белых, и сразу заявил, что в ближайшие годы уезжать отсюда не собирается. Тем не менее, эксперты, обсуждая и его достижения, и его провалы, раз в несколько месяцев предрекали его возвращение в Москву. Игорь Васильев рассказал «ФедералПресс», как относится к слухам о своей отставке, может ли Москва простить Кировской области долги и почему он никогда публично не ругает подчиненных.
О команде и слухах об отставке
Игорь Владимирович, что вы считаете своим главным достижением в должности главы региона?
– Два с половиной года назад, когда я попал сюда, в регионе была не самая простая ситуация. Основные вопросы у людей вызывали состояние дорог, здравоохранение, образование и проблемы бюджетной системы, связанные с большими кредитами. Над этими проблемами мы и начали работать.
По дорогам нам удалось войти в программу «БКД», и мы от дыры в дорожном фонде в 2,5 млрд рублей пришли к 200 километрам качественно отремонтированных дорог с бордюрами, газонами и тротуарами. Дорожный фонд превысил отметку в 5 млрд рублей.
Если говорить о здравоохранении, то у нас появились первые «бережливые поликлиники» с чистыми, светлыми помещениями. Мы одними из первых в стране начали цифровизацию здравоохранения – у нас сейчас 100 % карточек пациентов хранятся в электронном виде. Мы восстановили единую службу скорой помощи, которая была отдана в частные руки, построили 44 вертолетные площадки и доставляем в кировские больницы 800 человек в год, открыли отделения гемодиализа в Омутнинске, Вятских Полянах и Слободском. К нам приехали почти 14 тыс. пациентов из других городов, и мы заработали больше миллиарда рублей, которые потратили на модернизацию кировских больниц.
В образовании сделали акцент на формирование сети опорных школ, которые есть возможность финансировать из областного бюджета, стали взаимодействовать с издательством «Просвещение» и получили порядка 170 тыс. электронных лицензий на учебники.
Мы очень рачительно подошли к формированию бюджета, стали сокращать государственный долг и жить по средствам. Нам удалось вывести из кризиса очень многие крупные предприятия, которые в силу разных причин попали под процедуру банкротства, – бумажную фабрику в Мурыгино, «Вятплитпром» в Кирово-Чепецке, агрофирму «Абсолют», «Машзавод 1 Мая».
Конечно, не все на этом пути гладко, но, думаю, общий тренд понятен. Я думаю, что мы в ближайшее время от «наведения элементарного порядка» должны перейти к «новой экономической политике 2.0». Она будет включать и структурные изменения, и новые принципы работы с муниципалитетами, градообразующими предприятиями. В конечном итоге областное правительство должно начать работать по проектным принципам так же, как и федеральное.
Даже после губернаторских выборов эксперты и СМИ несколько раз «отправляли» вас в отставку, появлялись слухи о том, что вы вот-вот покинете область. Как вы к ним относитесь?
– Я к этому никак не отношусь и не понимаю, зачем вообще это комментировать. Должность губернатора выборная и в отставку меня может отправить только президент.
Сейчас также ходят слухи о том, что в Кировской области в ближайшее время могут разделить должности губернатора и главы правительства. Это правда?
– Мы от наведения элементарного порядка переходим к новой экономической политике и, конечно, разделять ничего не собираемся. Губернатор был, есть и останется главой региона и руководителем правительства. Но вполне возможно, что мы будем вносить коррективы в механизм оперативного управления федеральными проектами региональным правительством. Жизнь не стоит на месте, и нам всегда приходится вносить изменения в состав и структуру правительства – вот это мы сейчас и обсуждаем. Например, нужно внедрять проектное управление, которое будет распространяться, в том числе, и на муниципалитеты.
К слову об управлении. Вы никогда публично не ругаете своих подчиненных, даже если какая-то недоработка кажется очевидной...
– Моя задача не в том, чтобы ругать, хвалить или покрывать кого-то, а в том, чтобы соответствовать запросам людей. Мне кажется, у нас это во многом получается. Наверное, у каждого свой способ управления. Взять даже пример из семейной жизни. Вы же не выходите на балкон, чтобы публично поругать детей? Ваша задача – сделать так, чтобы они хорошо учились, а уж как вы это сделаете – это не так важно. Да, мне приходилось расставаться с некоторыми коллегами из правительства, но, наверное, публичная порка – это все же не способ достижения результатов.
Вы довольны работой своего бывшего подчиненного, сити-менеджера Ильи Шульгина?
– Я думаю, что про качество работы Ильи Шульгина нужно спрашивать, прежде всего, жителей города. Но те направления, по которым сейчас работают и городская дума, и руководство Кирова, вызывают у меня симпатию. Например, недавно заключен энергосервисный контракт на замену уличного освещения в областном центре, причем он заключен с крупной компанией, а не с какими-то непонятными людьми, которые завтра могут исчезнуть. Кроме того, мы начали открыто обсуждать градостроительную политику, вести диалог с людьми по поводу того, где должны размещаться школы. Мне отрадно, что впервые за последние годы вводится большое количество детских садов, построено несколько школ. Плюс город провел Урбанистический форум, на который и я постарался пригласить известных людей. Не без участия города проходит и ремонт дорог, и заключение концессионных соглашений, и так называемая «мусорная реформа». Мне кажется, то, что в Кирове произошло в последнее время, достойно уважения.
О мусоре и льготных лекарствах
Раз мы затронули тему мусора – в районах и баки не всегда есть, и мусор не всегда быстро вывозят…
– Да, мы знаем об этом. В ближайшее время мы проведем целую серию совещаний, где обсудим проблемы и решим, как донести до людей, что эта реформа проводится, прежде всего, для них. Конечно, пока есть шероховатости, ну или, прямо скажем, недоработки, о которых нужно открыто говорить. Но мы будем решать эти проблемы. Другого пути у нас нет.
Еще один больной вопрос для кировчан – рост тарифов. Как планируется его сдерживать?
– Наша задача – модернизировать городское хозяйство таким образом, чтобы через какое-то время рост тарифов не превышал уровень инфляции, а в каких-то случаях даже снижался. Износ городской инфраструктуры в Кирове составляет почти 90 %. Например, концессия по теплу позволит нам контролировать инвестиции теплоснабжающей компании, что в конечном итоге – но не за месяц, год или полтора – приведет к снижению тарифа. Я в этом уверен.
Но пока кировчане боятся, что тарифы сильно вырастут. Вы можете обещать, что этого не произойдет?
– Я могу сказать, что они не вырастут выше предельного уровня – это совершенно точно. Если мы модернизируем, например, городской транспорт, то закупаем новые современные автобусы, возможно, даже на газомоторном топливе. В итоге это должно привести к стабилизации и даже снижению тарифов. При этом в какой-то период возможен небольшой рост, но не выше уровня инфляции или предельных значений.
Возвращаясь к теме ЖКХ, хочу сказать, что у нас очень много вопросов к работе управляющих компаний. Были ситуации, когда одна и та же УК регулярно открывалась под новыми названиями, а потом банкротилась, оставляя после себя обшарпанные подъезды и неубранные территории. Чтобы такого не происходило, мы планируем ввести рейтингование компаний и добиться того, чтобы человек, который уже дискредитировал себя, не мог больше получить лицензию на занятие этим видом деятельности.
Внимание кировчан приковано к громким уголовным делам, в том числе к незаконной продаже участка в парке Победы. Илья Шульгин в одном из интервью сказал, что именно вы стали инициатором возвращения к этой проблеме.
– Ну, ни я, ни Илья Шульгин не работаем в правоохранительных органах. Но, мне кажется, самое главное в этой истории – справедливость. Мне кажется, что она наконец должна восторжествовать. Я сейчас не буду говорить о том, кто прав, а кто виноват, но территории, на которых находятся мемориальные комплексы, совершенно точно не должны фигурировать в такого рода историях. Хочу сказать, что мы не только здесь, но и, например, в лесной сфере наводим порядок. Может быть, это не так громко звучит, но, тем не менее, это тоже происходит. Мы обращаем внимание на права дольщиков – многие из них уже получили свои квартиры, на правила размещения рекламы и уличной торговли – здесь тоже давно пора навести порядок. Кировчане заслужили жить в красивом городе, и все, что тянет назад, ведет к расколу в обществе, должно быть оставлено в прошлом.
Ситуация с дорогами в регионе действительно улучшается, но общественники считают, что слишком большие лоты не позволяют напрямую работать с малым и средним бизнесом.
– У нас есть разные общественники, и некоторые, напротив, считают, что большие лоты позволяют привлечь к ремонту серьезные, хорошо оснащенные организации. Давайте посмотрим на срок жизни малого и среднего бизнеса, а потом вернемся к тому, хотим ли мы иметь гарантийные обязательства, по крайней мере, в течение пяти лет после завершения работ. Вообще на этот вопрос нет однозначного ответа. Наверное, нужно искать компромисс: укрупнять контракты, чтобы привлекать серьезные компании, обеспечивать качество и своевременность проведения дорожных работ, и при этом находить в городском хозяйстве место для малого и среднего бизнеса.
В регионе достаточно сложная ситуация с льготными лекарствами. ОНФ и Росздравнадзор говорят, что их не хватает, а региональный минздрав утверждает, что медикаментов достаточно. Кто из них прав?
– Здесь нет ни правых, ни виноватых, но есть вопрос информирования льготников о том, что такое товарное и международное патентованное наименование, о том, какое лекарство действительно помогает, а какое не очень-то и эффективно, даже если вы регулярно видите его рекламу по телевизору. С одной стороны, здесь есть вопрос агрессивной рекламы определенных препаратов, с другой – проблема информирования населения. При этом мы понимаем, что любая жалоба для нас сейчас – это благо, это возможность быстро увидеть проблему и устранить ее, если она имеет системный характер.
О самолетах и субсидиях
Одним из главных итогов 2018 года эксперты называют возвращение в регион лоукостера «Победа». Ваша команда закончила это сотрудничество, и она же его возобновила. Почему так произошло?
– Ничего особенного не происходило. У «Победы» были свои планы развития, которые в какой-то момент не совпали с планами аэропорта Победилово. Просто был договор, который на тот момент закончился. В прошлом году наши планы удалось синхронизировать и сейчас «Победа» летает. При этом в Победилово осталась компания «Руслайн», которая продолжает работать и вводить новые маршруты. Сейчас нам нужно работать над тем, чтобы «Победа» летала, причем не только в Москву и Санкт-Петербург, а, возможно, и на юг, и привлекать в аэропорт новые компании. Так или иначе, транспортная доступность должна расти – для бизнесменов, например, важно в один день прилететь, решить вопросы и вернуться обратно.
Есть ли шанс, что в ближайшие годы Победилово выйдет на самоокупаемость?
– Вы говорите о том, что Победилово – убыточный объект. Тогда я вас спрошу: а мост за окном прибыльный или убыточный? А железнодорожный вокзал? Если у аэропорта есть точка безубыточности, то нам, конечно, нужно к ней стремиться, увеличивая частоту рейсов и предоставляя дополнительные услуги. Во всех крупных аэропортах мира есть место, где можно перекусить, есть гостиница рядом, в которой можно переночевать, парковка, на которой можно оставить машину на несколько дней, есть магазины, которые работают не от случая к случаю, а в течение всего дня. Сделать Победилово таким – это задача управленцев аэропорта.
Субсидии требуются не только аэропорту, но и, например, аграриям, которые часто говорят, что получают недостаточную помощь из бюджета.
– Давайте начнем с цифр. Примерно 4 % всего российского сырого молока делается в Кировской области. Наш регион занимает пятое место в стране по производству молока, первое – по продуктивности молочного стада. Эти показатели говорят о том, что наш агропромышленный комплекс достаточно уверенно себя чувствует, несмотря на падение закупочных цен на молоко. В прошлом году на поддержку аграриев было направлено более 2 млрд рублей. Конечно, денег никогда не бывает достаточно, а уж много – тем более, но мы выделяем все, что можем, и все еще являемся лидерами отрасли.
Сейчас мы должны думать о том, чтобы наращивать имеющийся потенциал – наше молоко востребовано крупными товаропроизводителями, и одновременно создавать у нас новые перерабатывающие производства, чтобы снизить риски и ущерб от сезонного колебания цен. Да, есть вопросы, почему этого сейчас не происходит, но мы с крупнейшими производителями молока уже работаем над этой проблемой.
О бюджете и долгах
Вы часто говорите о сбалансированности бюджета, но она дается ценой жесткой экономии…
– Я бы не сказал, что экономия жесткая. Она дается рациональным подходом к тратам и доходной части бюджета. Мы все привыкли к тому, что домашнее хозяйство – это одна история, а бюджет предприятия или региона – это другая, где можно «нарисовать» какие-то цифры. Это не так – только увеличение источников дохода позволяет говорить об увеличении расходов. Единственный способ получить деньги – вернуть предыдущий долг. Например, в этом году Кировская область получила из федерального бюджета на 14 % больше средств. Почему? Потому что мы стали лидерами по качеству управления финансами. Мы не зарабатываем больше всех, но зато являемся самими ответственными в части формирования бюджета.
Иначе говоря, все разговоры о прощении региону госдолга – это популизм?
– Абсолютно верно. Если прощать, то за счет чего и кого это сделать? У Высоцкого есть замечательная песня со строчками «шлите денег – отбатрачу, я их все прохохотал». Так вот, эти времена для нас закончились. Наверное, тот долг, который мы сейчас выплачиваем, брался на какие-то благие цели, но нам в любом случае придется его вернуть. Другого способа нет.
После назначения в регион вы заявили, что хотели бы, чтобы область знали не только по делу Никиты Белых, Навальному и «Кировлесу». Удалось изменить ситуацию? Чем мы теперь знамениты?
– Давайте вместе порассуждаем. К слову о «Кировлесе»: одно из крупнейших предприятий по переработке древесины Segezha Group перевело свой центральный офис в Киров. В Кировской области зарегистрирован фармацевтический кластер – их было всего два в стране, третий появился у нас. К нам стали заезжать крупные коллективы – Валерий Гергиев приезжал в прошлом году и обещает выступить еще. Мы закончили строительство Детского космического центра и легкоатлетического манежа в Вересниках, где в феврале уже пройдут всероссийские соревнования. Наконец, наша команда «Вятка» стала чемпионом Высшей лиги КВН – мы на всю Россию прогремели!
Мне кажется, мы становимся заметными и известными. Мне, например, на последнем Гайдаровской форуме доверили выступить с докладом на тему цифровизации медицины и предложили подвести итоги форума на Первом канале. Я вижу много позитивных изменений, которые мы должны научиться отмечать, причем не всегда это должны быть события вселенского масштаба.
Фото: правительство Кировской области, законодательное собрание Кировской области